Как женский коллектив Lemma поддерживает музыкальные традиции Алжира

В своем творчестве алжирский женский коллектив Lemma сочетает суфийскую музыку, традиционные алжирские жанры и музыку гнава. Между тем эти формы у многих ассоциируются в основном с певцами-мужчинами, пишет Саид Саид.


Основательница и солистка группы Суад Асла начала свою карьеру в качестве сольной исполнительницы. Ее дебютный альбом 2008 года Jawal был хорошо принят в мировых музыкальных кругах, вызвав интерес сочетанием алжирских народных ритмов и мелодий с мистическими звуками североафриканской музыки гнава.

В перерывах между турами и сольными проектами артистка часто возвращалась в маленький алжирский городок Тагит. Она вспоминает, как принимала участие в еженедельных женских собраниях, на которых участницы пели и танцевали под традиционные народные песни. Суад Асла рассказывает: «Мне нравилось в этих вечерах то, что они были местом, где женщины могли полностью выразить себя. Но с каждым моим приездом участницы становились все более малочисленными. Мне говорили, что молодежи не интересны подобные собрания. Возникли опасения, что эта традиция исчезнет». Ее упадок был связан и с тем, что такие собрания были сугубо частными.

В Марокко прошел фестиваль “черной музыки” – Гнава.

Чтобы решить эту проблему, в 2015 году Суад Асла создала Lemma (как объясняет певица, в алжирском диалекте арабского языка это слово означает «сбор» или «сбор урожая»). Как она вспоминает, это было нелегкой задачей. Требовалось убеждать в необходимости этого участниц, а в некоторых случаях и их семьи. И теперь коллектив из 12 женщин исполняет перед публикой песни, которые раньше пели только на частных собраниях. В своем творчестве они сочетают суфийскую музыку, традиционные алжирские жанры и музыку гнава.

«Это все формы музыки, которые передавались устно и сейчас находятся под угрозой исчезновения. Таким образом, каждое наше выступление демонстрирует, насколько они важны», – говорит Суад Асла.

Их концерты, особенно в Алжире, вызвали ажиотаж из-за их трансгрессивной направленности. Основательница группы рассказывает: «Люди были удивлены, увидев, что мы исполняем музыку, которая у многих ассоциируется с артистами-мужчинами. Но такое нарушение границ нашло и своих поклонников, и мы получили отличный прием».

Стамбели – суфийская музыка Туниса с африканскими корнями.

Такой импульс привел к тому, что одноименный дебютный альбом Lemma с треками на берберском и арабском языках, в 2019 году получил коммерческий успех в Алжире. Среди них самыми популярными стали Maachouk Nbi и Zaffani, передающие энергию и радость, которые Суад Асла испытала на тех закрытых собраниях в Тагите.

Несмотря на различное звучание, культуру и традиции, затронутые в песнях, артистка говорит, что все они основаны на чувстве общности. Вот почему выступления Lemma, от Алжира до Финляндии, никогда не теряются в переводе.

«Песни происходят из нашей богатой истории, которая также открыта и основана на доброжелательности», – говорит Суад Асла.

“Тинаривен”: мятежные музыканты африканской пустыни.

Исламосфера

Комментарии