Какое значение суфии придавали четырем стихиям

В исламской традиции анасир аль-арбаа, или четыре стихии, – это четыре элемента, составляющие мир: воздух, вода, огонь и земля, пишет Хатидже Бушра Бичгель.
Пытаясь осознать и осмыслить собственное существование, человек всегда пытался дать определение природе и Вселенной. Учение о четырех стихиях было создано еще греческими философами. Исламские ученые также придерживались его, считая, что воздух, вода, огонь и земля составляют основу Мироздания и человека. Если аль-Кинди определял их как основу физического существования, Джабир ибн Хайян заявлял: «Не было другого существа, кроме Аллаха, затем появились состояния, затем возникли четыре стихии». Также, согласно исламским мыслителям, размышляя об этих стихиях, человек начал задумываться о существовании Творца, создавшего их. Такой подход находит отражение в романе «Хай ибн Якзан» Ибн Туфайля.
В суфийской мысли четыре стихии первым начал рассматривать Ибн аль-Араби, который утверждал, что анасир аль-арбаа возникли в результате вращения небес, а Аллах даровал им их свойства.
Почему суфии на 40 дней уединялись от людей?
:max_bytes(150000):strip_icc()/gi-4elements-in-a-glass-56a46b8c3df78cf772825a64.jpg?resize=750%2C500&ssl=1)
Источник: Thomas Vogel / Getty Images
Суфии придавали большое значение тому факту, что человек состоит из четырех стихий. Согласно им, при «настройке» этих стихий, завесы поднимаются, и открывается путь к тому, чтобы стать совершенным человеком. Согласно суфиям, основу человеческого тела, состоящего из плоти и костей, составляют земля и вода. Эти стихии по своим качествам являются «зульмани», т.е. связаны с тьмой. Тело и его потребности, которые считаются завесой тьмы, в суфизме необходимо очищать посредством духовной борьбы и аскетизма. Когда эти завесы тьмы утончаются, уменьшается их воздействие на тело, и они превращаются в духовные завесы. Однако, по мнению суфиев, человек должен миновать и духовные завесы, потому что они тоже мешают человеку приблизиться к Аллаху. Когда духовные завесы утончаются с помощью дополнительного (нафиля) поклонения и поминания (зикр), обретается искренность (ихсан). По мнению суфиев, важно сбалансировать четыре стихии, потому что избыток или недостаток какой-то из них влияет на продвижение по пути духовного развития. Баланс четырех стихий может быть достигнут только под руководством совершенного наставника (муршид аль-камиль), потому что он тот, кто «настраивает» стихии.
Созвездия зодиака в исламской религиозной и философской литературе.

Источник: Константин Скопцов
Одна из целей, ради которой человек пришел в этот мир, – завершить свой путь совершенствования и перейти из этого мира в присутствие Аллаха в качестве совершенного человека (инсан аль-камиль). Совершенный человек – это тот, чей нрав (ахляк) подобен нраву Посланника Аллаха (мир ему). Он собрал в себе основные уровни существования. Такой человек – зеркало сущности (зат), атрибутов и имен Аллаха. Он – душа (рух) Вселенной, а Вселенная – его образ. Инсан аль-камиль представляет собой совершенную и зрелую личность с точки зрения шариата, тариката, истины и знания (марифа). Его слова правдивы, деяния преисполнены добра, нрав (ахляк) прекрасен. Он ведает суть вещей. Поэтому уничтожение завес четырех стихий и достижение степени совершенного человека должно быть целью каждого верующего, обладающего знанием и мудростью. Как сказал суфий и поэт XVI в. Шамседдин Сиваси,
Нельзя достичь Аллаха, не отказавшись от всего,
Нельзя открыть сокровище, пока сердце не преисполнено света.
Место человечества на небесах: введение в исламскую космологию.
Исламосфера