Какое значение суфии придавали четырем стихиям
В исламской традиции анасир аль-арбаа, или четыре стихии, – это четыре элемента, составляющие мир: воздух, вода, огонь и земля, пишет Хатидже Бушра Бичгель.
Пытаясь осознать и осмыслить собственное существование, человек всегда пытался дать определение природе и Вселенной. Учение о четырех стихиях было создано еще греческими философами. Исламские ученые также придерживались его, считая, что воздух, вода, огонь и земля составляют основу Мироздания и человека. Если аль-Кинди определял их как основу физического существования, Джабир ибн Хайян заявлял: «Не было другого существа, кроме Аллаха, затем появились состояния, затем возникли четыре стихии». Также, согласно исламским мыслителям, размышляя об этих стихиях, человек начал задумываться о существовании Творца, создавшего их. Такой подход находит отражение в романе «Хай ибн Якзан» Ибн Туфайля.
В суфийской мысли четыре стихии первым начал рассматривать Ибн аль-Араби, который утверждал, что анасир аль-арбаа возникли в результате вращения небес, а Аллах даровал им их свойства.
Почему суфии на 40 дней уединялись от людей?
Суфии придавали большое значение тому факту, что человек состоит из четырех стихий. Согласно им, при «настройке» этих стихий, завесы поднимаются, и открывается путь к тому, чтобы стать совершенным человеком. Согласно суфиям, основу человеческого тела, состоящего из плоти и костей, составляют земля и вода. Эти стихии по своим качествам являются «зульмани», т.е. связаны с тьмой. Тело и его потребности, которые считаются завесой тьмы, в суфизме необходимо очищать посредством духовной борьбы и аскетизма. Когда эти завесы тьмы утончаются, уменьшается их воздействие на тело, и они превращаются в духовные завесы. Однако, по мнению суфиев, человек должен миновать и духовные завесы, потому что они тоже мешают человеку приблизиться к Аллаху. Когда духовные завесы утончаются с помощью дополнительного (нафиля) поклонения и поминания (зикр), обретается искренность (ихсан). По мнению суфиев, важно сбалансировать четыре стихии, потому что избыток или недостаток какой-то из них влияет на продвижение по пути духовного развития. Баланс четырех стихий может быть достигнут только под руководством совершенного наставника (муршид аль-камиль), потому что он тот, кто «настраивает» стихии.
Созвездия зодиака в исламской религиозной и философской литературе.
Одна из целей, ради которой человек пришел в этот мир, – завершить свой путь совершенствования и перейти из этого мира в присутствие Аллаха в качестве совершенного человека (инсан аль-камиль). Совершенный человек – это тот, чей нрав (ахляк) подобен нраву Посланника Аллаха (мир ему). Он собрал в себе основные уровни существования. Такой человек – зеркало сущности (зат), атрибутов и имен Аллаха. Он – душа (рух) Вселенной, а Вселенная – его образ. Инсан аль-камиль представляет собой совершенную и зрелую личность с точки зрения шариата, тариката, истины и знания (марифа). Его слова правдивы, деяния преисполнены добра, нрав (ахляк) прекрасен. Он ведает суть вещей. Поэтому уничтожение завес четырех стихий и достижение степени совершенного человека должно быть целью каждого верующего, обладающего знанием и мудростью. Как сказал суфий и поэт XVI в. Шамседдин Сиваси,
Нельзя достичь Аллаха, не отказавшись от всего,
Нельзя открыть сокровище, пока сердце не преисполнено света.
Место человечества на небесах: введение в исламскую космологию.
Исламосфера