Камаль ад-Дин Бехзад – легенда исламской миниатюры
Творчество персидского художника Бехзада считается вершиной великой традиции исламской миниатюрной живописи.
Дата рождения устода Камаль ад-Дина Бехзада точно неизвестна. Согласно разным источникам, это 1455-1460 гг. Он родился в Герате и большую часть жизни прожил в этом городе. Бехзад осиротел в раннем возрасте и был воспитан выдающимся художником и каллиграфом Мираком Наккашем, главой дворцовой библиотеки Тимуридов. Ему также оказывал покровительство Мир Алишер Навои, поэт, гуманист и визирь при дворе султана из династии Тимуридов Хусейна Байкары (правил 1469-1506).
В 1486 году указом Хусейна Байкары Бехзад был назначен главой дворцовых мастерских в Герате – китабхане. Под его руководством они достигли своего расцвета. В 1506 году султан умер, а через месяц Герат был захвачен бухарским ханом Мухаммадом Шейбани. По некоторым сведениям, хан вместе с другими художниками вывез Бехзада в Бухару, где тот жил между 1507 и 1510 годами. Сохранился портрет Шейбани-хана, выполненный Бехзадом.
В 1522 году Исмаил I пригласил Бехзада в Тебриз, ставший столицей его империи, где художник в качестве главы дворцовых мастерских, изготавливающих иллюстрированные рукописи, оказал решающее влияние на развитие более поздней живописи Сефевидов. После смерти шаха Исмаила Бехзад служил его сыну шаху Тахмаспу I (правил 1524-1576 гг.) до самой своей смерти в 1535 г. Он был похоронен в Герате, где и находится его гробница.
Уже при своей жизни Бехзад стал легендой. Его слава была такова, что соседние правители, такие как императоры Великих Моголов, были готовы платить огромные суммы за его работы. В одном предании говорится, что во время Чалдыранской битвы в 1514 году между турками и персами шах Исмаил I спрятал Бехзада в пещере как сокровище.
Имя Бехзада стало синонимом высокого уровня художественного мастерства. Он оказал влияние на персидское, среднеазиатское и могольское искусство миниатюры. Бехзад создал новый стиль миниатюрной живописи, в котором геометрические и архитектурные элементы используются в качестве структурного или композиционного контекста для фигур. Люди на его рисунках выполнены в виде идеализированных типов или стандартных персонажей. Вместе с тем, при нем персидская живопись стала более реалистичной, особенно в изображении фигур. Художник сделал их более индивидуализированными, а их жесты и позы – более естественными. Точность рисунка, каллиграфии и дизайна – главная отличительная черта творчества Бехзада, однако последующим поколениям художников не удалось сохранить этот уровень, фигуры в их исполнении стали выглядеть жесткими и безжизненными. Бехзад также использовал суфийскую символику и символические цвета для передачи смыслов.
К сожалению, известно не так много подписанных Бехзадом работ. Свою подпись художник часто включал в архитектурные надписи, либо незаметно размещал в каком-то объекте на рисунке, что затрудняет их обнаружение.
Имя Бехзада носят Музей искусств в Бухаре, Национальный институт художеств и дизайна в Ташкенте. В Ташкенте также имеется мемориальный сад-музей, названный в его честь.
Исламосфера