Караваны исламского мира

Слово караван, происходящее от персидского кар-бан «тот, кто управляет делом», вошло во многие западные языки, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.


История караванов на Ближнем Востоке уходит в глубь веков. Также и арабские племена от Евфрата до Йемена были связаны друг с другом караванами. За счет караванной торговли в доисламский период процветала Мекка. Как известно, сам Посланник Аллаха (мир ему) в молодости взялся вести караван, принадлежавший Хадидже, в Шам за определенную долю прибыли. В Коране караван обозначается словами ‘ир (Юсуф, 12/70, 82, 94) и саййара (Юсуф, 12/19). Позже получило распространение слово кафиля.

Караваны могли включать только верблюдов, ослов, лошадей или мулов, или сразу несколько видов животных. Верблюдов использовали для перевозки грузов на равнинах и в пустынях, мулов, ослов и, реже, лошадей – в горных районах. В некоторых регионах использовали других животных. Например, в Индии это могли быть волы.

Сурра – караваны с дарами халифов Каабе.

Источник: en.wikipedia.org

Верблюжьи караваны делились на тяжелые и легкие. В тяжелых караванах каждое из животных несло пять-шесть кантаров (примерно 250 кг), а в легких караванах – по три кантара (до 150 кг). В периоды развития караванной торговли караваны из 1000 верблюдов считались средними, с меньшим количеством – маленькими, а с большим – большими. В Великой Сахаре собирали торговые караваны, состоящие из 20 000 верблюдов. Паломнические караваны, которые в Коране (Хадж, 22/27) упоминаются как традиция, существующая со времен пророка Ибрахима, путешествовали вместе с торговыми. В паломнических караванах могло быть от 5-6 тысяч до 60-70 тысяч людей и животных. Когда караваны паломников из Каира объединялись с караванами из Северной Африки и торговыми караванами, то в них могло собраться до 100 000 человек.

В караванах верблюдам группами по 7-20 животных связывали носы одной тонкой веревкой, которая быстро рвалась в случае опасности, а к концу веревки прикрепляли колокольчик. Если колокольчик прекращал звенеть, это означало, что веревка где-то порвалась.

Караваны должны были принимать меры против неблагоприятных природных условий и разбойников. Для путешествия по пустыне необходимо было знать расположение долин с водой. Для поиска воды нанимали специальных людей, искусных в этом деле. Их называли такшиф. В Западном Судане эту работу нередко выполняли слепые из-за их особой чувствительности. Кроме пустыни, опасным считался путь через горы, особенно зимой. Караваны часто имели вооруженную охрану, иногда из профессиональных солдат. В случае нападения большие мешки и тюки быстро выгружались и складывались, образуя четырехугольный бастион, чтобы можно было защищаться.

Афганские погонщики верблюдов – первооткрыватели Австралии.

Источник: en.wikipedia.org

Страны, по которым проходили караванные маршруты, несли ответственность за их безопасность, и перекрытие дороги или нанесение ущерба каравану могли привести к войнам. Предлогом нашествия Чингисхана, приведшего к краху государства Хорезмшахов, стало разграбление монгольского каравана и убийство всех бывших в нем людей наместником Отрара в 1218 году.

Самый длинный из караванных маршрутов – Шелковый путь.

Караванная торговля соединяла и страны Востока с Европой. Между Стамбулом и Белградом курсировал «Белградский караван», также турецкие караваны ходили в европейские страны вплоть до Скандинавии. В письме султана от 27 июня 1565 г., отправленном королю Польши, говорится о разграблении на польской границе турецкого каравана, возвращавшегося из Москвы, и об убийстве находившихся в нем людей.

В Средней Азии поступление товаров из Европы стало негативно влиять на деятельность караванов, начиная с XVI в., нарушив финансовое и экономическое равновесие. Это привело к упадку таких центров, как Балх, существовавших за счет внешней торговли, опустошению рибатов и падению доходов вакфов.

К середине XVII в., когда британские и голландские компании начали использовать морской торговый путь, караванная торговля между Персией, Индией и Османской империей значительно уменьшилась. Открытие Суэцкого канала в 1869 году и строительство европейцами новых железных дорог с целью получать максимальную пользу от колоний ускорили крах караванной системы. Однако в некоторых частях Азии и Африки небольшие торговые и паломнические караваны ходили и в ХХ веке. В наши дни в Африке из карьеров Тауденни, находящихся в 800 км к северу от Тимбукту, небольшими караванами из двадцати пяти верблюдов перевозят соляные глыбы.

Минареты иранских городов, указывавшие путь караванам.

Исламосфера

Комментарии