Касты остаются проблемой для мусульман Индии
Индийские мусульмане делятся на две основные касты – ашраф и аджлаф. Если первые – это потомков арабов, пуштунов, персов и тюрков, то вторые – потомки индусов, пишет Ниван Садх.
Помимо этого разделения, среди мусульман категории аджлаф существует индуистская варна – система, основанная на кастах, к которой они принадлежали до обращения в ислам. На вершине мусульманской кастовой иерархии находятся сеиды – потомки Хусейна ибн Али (да будет доволен им Аллах). Они традиционно заключают браки только внутри своей касты. Потомки брата Хусейна, Хасана ибн Али (да будет доволен им Аллаха), называются «шарифами». Эти две общины возглавляют мусульманскую социальную иерархию и имеют большое влияние.
Как ислам распространился в Индии?
В самом низу мусульманского общества находятся так называемые пасманды из числа аджлаф. Это, новообращенные из касты шудр и адиваси – этнических групп или племен, которые считаются аборигенными жителями Индии. Персидское слово «пасманда» переводится как «оставшийся позади». Это самая дискриминируемая группа среди индийских мусульман. Составляя 85% всех индийских последователей ислама, пасманды являются политически наименее представленной группой в мусульманской общине Индии. Как сообщает Аджаз Ашраф в своей статье на портале Firstpost, всего в Лок сабху (нижняя палата парламента Индии), начиная с первого и заканчивая тринадцатым созывом, было избрано около 7500 депутатов. Из них 400 были мусульманами и только 60 принадлежали к пасмандам. Также он пишет, что в некоторых мусульманских районах ставят отдельные лоты (сосуды) для питьевой воды для далитских халалхоров (каста метельщиков) и касты мехтар. В мечетях мусульмане высшей касты молятся в первых рядах, а мусульмане низшей касты – в задних. В некоторых местах мусульманам-далитам запрещено посещать кладбища, предназначенные для ашрафов.
В 2016 году Би-би-си опубликовала доклад о мусульманах из числа бывших «неприкасаемых» – далитов. Согласно ему, около 13% респондентов, принадлежащих к этой группе, сообщили, что получали пищу/воду в отдельной посуде в домах мусульман «высших каст». Еще 8% поведали, что их дети сидят в отдельных рядах в классах, а также во время школьных обедов.
Разрушив одну, он построил 90 мечетей.
Безусловно, все это резко противоречит «равенству между верующими», о котором говорит Коран. Бхимрао Рамджи Амбедкар (1891-1956), индийский юрист, политический деятель, лидер «неприкасаемых» высказал мнение: «Все считают, что ислам должен быть свободен от рабства и каст. О рабстве уже речи не идет. Теперь оно отменено законом… Но если рабство ушло, то каста среди мусульман осталась… Мусульманское общество в Индии страдает от тех же социальных зол, что и индуистское». По этой причине Амбедкар, выбирая религию, в которую призывал переходить «неприкасаемых», отдал предпочтение буддизму.
Несмотря на дискриминацию, незначительное политическое представительство и стратегическое отчуждение от мусульманского общества, призыв о помощи со стороны мусульман из низшей касты остается без ответа со стороны политических организаций, в основном принадлежащих к высшей касте. В настоящее время на переднем крае политической мобилизации мусульман этой группы в Северной Индии находится Пасманда Муслим Махаз – индийская мусульманская организация, борющаяся за права далитов.
“Падмаават”: почему мусульмане не поддались на провокацию?
Исламосфера