Катарские художники исследуют молитву о дожде
Выставка катарских художников исследует значение дождя в культуре Катара, используя в качестве отправной точки салят аль-истиска (намаз, в котором верующие просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи), пишет Маги Гали для The National.
На биеннале современного искусства, который проходит с 7 сентября по 1 декабря 2024 года в городе Кванджу в Южной Корее, Катар является единственной арабской страной. Выставка в его павильоне, куратором которого является Национальный музей Катара, рассказывает о намазе аль-истиска и изменении климата. Работы семи катарских художников и дизайнеров знакомят посетителей с арабской и исламской идентичностью, историей и водной символикой. «Возможно, концепция, которую мы представляем, немного чужеродна в Южной Корее, но мы хотели показать, что молитвы о дожде совершаются в разных культурах и религиях», – говорит сокуратор выставки Шайма Аюб. Она также рассказывает: «Мы хотели представить эту мусульманскую концепцию в более понятной форме, т.е. познакомить посетителей с традициями намаза о дожде с введением их в культурный ландшафт и контекст. Эта выставка также содержит посыл о том, что мы можем взять из традиций, знаний и религиозных практик предков, чтобы понять, как мы взаимодействуем с Землей, реагируем на нее и защищаем ее».
Выставка состоит из четырех разделов, каждый из которых посвящен разным этапам намаза о дожде, а одна или две работы помогают раскрыть сюжет.
Первый раздел под названием «Пейзаж» знакомит зрителей с пустыней Катара и с тем, насколько важен дождь для этой страны. Картина Фатимы Аббас «Отблеск дождя» представляет противопоставление года с обильными осадками и года с засухой. На диптихе изображены цветные квадраты, представляющие данные о погоде и ее влияние на ландшафт каждый день в году. Коричневые и бежевые цвета засушливого года контрастируют с насыщенными зелёными и желтыми цветами дождливого времени.
Выставка в катарском Музее исламского искусства привлекла больше 150 тысяч посетителей.
В разделе «Молитва» основное внимание уделяется ритуалу молитвы о дожде. В основе триптиха Сары ан-Наими «Аль-Истигаса» («Просьба о помощи»), представляющей собой печать на льняном полотне, лежит стихотворение, написанное набатейским поэтом Мохсеном бин Османом аль-Хазани 200 лет назад. Триптих является визуальным воплощением его баллады, в которой описывается молитва о дожде и то, как меняется мир, когда он идет.
Катар: три выставки, посвященные исламской культуре.
«После дождя» Гийома Рузера, единственная работа в разделе «Получить», – это захватывающая многосенсорная инсталляция, погружающая посетителей в атмосферу Катара после дождя. Создавая спокойную рябь, капли из фонтана подают в неглубокий бассейн, в котором лежит разбитая глиняная посуда. Можно услышать пение птиц, призыв к намазу и шум ветра. Все эти звуки передают изменение звукового ландшафта после дождя.
Каллиграфия художника из Дохи очаровывает мир.
«Я регулярно хожу в пустыню и записываю звук. Эта конкретная запись сделана после дождя в определенном месте», – рассказывает Гийом Рузер. О своей работе он говорит: «Горшки – это кувшины, используемые на Ближнем Востоке для хранения воды. Они здесь разбиты, чтобы показать, насколько повреждены наши водные источники, нуждающиеся в ирригационных системах, резервуарах и насосах. Речь идет о хрупкости воды и необходимости срочных мер».
Наконец, раздел «Нести» рассказывает о том, как земля встречает благословение дождя, и размышляет об ответственности человечества как ее хранителя. Работа Абд ар-Рахмана аль-Муфтаха «Дождь о материальности» состоит из трех больших медных листов с патиной, вдохновленных дождями, разъедающими металлические рекламные щиты.
Катарский художник документирует историю через чеканку монет.
Еще один экспонат, инсталляция и видеоработа Нады Эльхараши «Оазис аль-Фаг’а», вдохновленная сезонной охотой на пустынный трюфель (по-арабски «фаг’а»), рассказывает о поисках и сборах дождевой воды в пустыне.
Суфийские мотивы в творчестве катарского художника-самоучки удивляют его соотечественников.
Исламосфера