Каты – забытое искусство времен Османской империи

Свой расцвет искусство каты пережило в XVI в. во времена Сулеймана Великолепного.


Каты – это искусство вырезания рисунка или надписей из таких материалов, как бумага или кожа, на которых создаются сложные орнаменты. Название этого искусство происходит от арабского слова «кат’и», которое является производным от корня «вырезать». Вырезанные с помощью специального ножа из бумаги или кожи надпись или узор приклеивают на стекло или кожу. Вырезанный фрагмент носит название «мужского», а оставшаяся после вырезания часть именуется «женской». И «мужской», и «женский» мотив могут использоваться для создания декоративного изделия. Готовое изделие называется «мукатта», а выполнивший его мастер – «катта».

Изразцовое искусство у сельджуков и турок.

Искусство каты существовало еще у уйгуров. Самые первые образцы каты выполнены из кожи и относятся к XIV в. Подобные изделия из бумаги стали появляться в XV в. В XVI в. это искусство стало очень популярно в Османской империи, где пережило свой расцвет. В это время создавались замечательные произведения искусства в этой технике. Во время правления султана Сулеймана I (1520-1566) каты использовалось для оформления книг почти так же широко, как тазхиб (золочение). Одним из самых выдающихся мастеров того периода был Мехмед ибн Газанфер. Оформленную им в 1540 г. книгу «Гуй-у чауган» («Човган») называют шедевром техники письма мукатты. Во дворце Топкапы хранятся также относящиеся к этому периоду работы Бенли Али Челеби – сборник газелей и рубаи и книга «40 хадисов».

Katı' örnek için 150 fikir | sanat, tezhip, minyatürler

Источник: tr.pinterest.com

В конце XVI – начале XVII в. к этому искусству стали испытывать интерес и европейцы, познакомившиеся с ним через побывавших на Востоке путешественников. Аптекарь из Кенигсберга Рейнхольд Любенау, который посетил Стамбул и Бурсу в XVI в., был в восторге от каты. Он писал: «В городе есть турок, который может вырезать из цветной бумаги все, что ему приносят, – любые цветы, травы, розы, тюльпаны со стеблями и корнями. Он делает это так искусно, что ни один человек не может отличить их от настоящей выросшей в садах и полях и высушенной травы».

Наккашхане – придворные мастерские.

В XVII-XVIII веке искусство каты продолжало развиваться параллельно тазхибу и переплетному делу, с которыми оно было тесно связано. В конце XVIII в. оно даже пережило некий ренессанс, обогатившись цветочными мотивами.

KATI' SANATKÂRI HANDAN ŞAHİN: ESTETİK SANATIN RUHUDUR | Kültür Sanat | Hizmetlerimiz | Kuveyt Türk Özel Bankacılık

Источник: kuveytturkozel.com.tr

С распространением печатных книг каты, наряду с такими связанными с оформлением рукописей видами искусства, как эбру, каллиграфия, искусство создания обложек, пришло в упадок. В XIX-XX в. произведений в этой технике создавалось очень мало.

Тезхип – искусство золочения.

Помимо придворных мастеров, большую роль в развитии каты играли работающие на базарах ремесленники и дервиши тариката мевлеви. Из обителей этого суфийского братства вышло немало выдающихся мастеров каты.

В настоящее время в Турции стараются развивать это забытое искусство.

Kat'ı Sanatı | Sanat Penceresi | oymacılık | kazaziye | ağaç oymacılığı | ebru sanatı | mozaik sanatı | vitray | kündekari | tezhib | tezhip | Çini sanatı | bastonculuk | kakma sanatı | sedef kakma | Mahya Sanatı | Şebeke Sanatı

Источник: sanatpenceresi.com

Katı' Sanatı – TKHV

Источник: tkhv.org.tr

Исламосфера

Комментарии