Кербела как мотив средневековой поэзии

События в Кербеле были одними из переломных в истории мусульманской общины. Это боль, которая не утихает уже на протяжении веков. 10 Мухаррама 61 г. по хиджре (9 октября 680 г.) возле Кербелы пал мучеником внук Пророка Мухаммада (с.а.в.) Хусейн (р.а.) вместе со своими 72-мя сподвижниками. Эти трагические события породили целые жанры искусства и стали темой множества произведений.


В поэзии слово «Кербела» стала обозначать не просто конкретный населенный пункт, а саму произошедшую битву. Другие ее названия звучали как «вак’а-и дилсуз-и Кербела» (горестная трагедия Кербелы), «Хабар-и Кербела» (предание о Кербеле). Сама Кербела, где было похоронено обезглавленное тело Хусейна (р.а.) и построена его гробница, превратилась в место паломничества, куда уже много веков стремятся попасть верующие со всего мира. Этот город стал священным для мусульман разных течений, как суннитских, так и шиитских. Была выработана своя культура посещения этих святых мест, в честь которой стали создавать свои литературные произведения, такие как «Камиль аз-зийарат» («Полное руководство по посещению [гробниц]») и Фадль зийарат аль-Хусейн» («Достоинства посещения [гробницы] Хусейна»). Особенно это было распространено среди шиитских авторов. В Османской традиции существовали и музыкальные произведения, именуемые терджюман и гюльбанк, такие как «Зийаратнаме-и Хусейн» («Посещение [гробницы] Хусейна).

Арба’ин: ежегодные поминки по Имаму Хусейну сопровождаются культурными мероприятиями.

Kamil al-ziyarat (book) - WikiShia

«Камиль аз-зийарат» / Источник: en.wikishia.net

События в Кербеле стали одной из самых известных тем для религиозной поэзии, в частности, среди таких течений, как алевиты и бекташи. В честь них создавались лирические и трагические стихи в таких поэтических формах, как касыда, газели, рубаи. Общей их чертой было то, что они поминали Кербелу как священное место, связанное с членами семьи Пророка (с.а.в.), а завершались, как правило, молитвой (дуа) о павших мучениках. Временами Кербела упоминается под названием «пустыня» и описывается как символ обездоленности. Вместе с этим, так как земля здесь орошена кровью семьи Пророка (с.а.в.), поэты называют ее «сурьмой для глаз».

Ашура в Иране: традиции траура по Имаму Хусейну (ас).

Среди жанров произведений в честь Кербелы можно назвать марсию – траурную поэму в память о мученичестве и доблести Хусейна (р.а.) и его товарищей. Многочисленные произведения такого рода создавались на арабском, персидском, турецком языках, урду, хинди и авадхи. Среди поэтов этого жанра можно отметить Бабара Али Аниса, Али Хайдара Табатабаи, Мухташама Кашани, Самада Боруджерди, Баки.

Другой жанр поэтических произведений о Кербеле назывался «мактали- Хусейн». Отличие произведений этого жанра от марсии состояло в том, что в них описывалось только само событие убийства внука Пророка (с.а.в.). Самым известным из подобных произведений была поэма «Хадикат ас-суада» Фузули, которая получила распространение как среди суннитов, так и среди шиитов.

Такие произведения, в свою очередь, способствовали появлению народных легенд и сказаний о трагическом убийстве Хусейна (р.а.).

Абу Фадль Аббас – святое место, не знающее покоя.

В первые 10 дней месяца Мухаррам в некоторых суфийских обителях происходили ритуальные собрания, на которых исполнялись перечисленные поэтические и музыкальные произведения.

السلام عليك ياساقي عطاشا كربلاء | حرم حضرت ابوالفضل العباس ع… | Flickr

Мавзолей Имама Хусейна в Кербеле / Источник: flickr.com

Исламосфера

Комментарии