Кофейни Каира: место, где можно найти «настоящий Египет»
Кофейня в Египте – это социальное пространство, созданное и сформированное самими людьми в городских кварталах, на площадях и улицах. Они представляют собой микрокосм всего египетского общества с его традициями мультикультурализма и разнообразия и служат маркером коллективного чувства принадлежности и идентичности – своего рода «египетскости», пишет Далия Мостафа.
С их появлением в XVI веке в начале османского периода кофейни предоставили каирцам, особенно взрослым мужчинам, новое общественное пространство для общения. Они различались по размерам степени изысканности. Некоторые представляли собой не более чем прилавки на рынке, в то время как другие были большими, с просторными зонами для отдыха. Их открытость и близость к улице в сочетании с деятельностью, обычно связанной с домашней обстановкой, такой как кофепитие, общение и различные виды развлечений, привели к тому, что кофейни заняли пространство между общественной и частной сферами, что позволило создать новые типы взаимодействий между людьми. Со временем они превратились в места, где делятся новостями и слухаффми, играют в игры и договариваются о торговых сделках. Для многих мужчин кофейня стала продолжением дома – местом знакомства, где официанты и постоянные клиенты знали друг друга и устанавливали связи и союзы. В порой суровых городах это были убежища, где можно расслабиться и получить поддержку. Исторически такие заведения также играли ключевую роль в политической мобилизации и были местом встреч с потенциальными работодателями.
И хотя некоторые культурные и социальные практики сначала получали популярность среди элиты и только потом «шли в массы», в случае с кофейнями и их культурой все было наоборот. Они приобрели популярность сначала среди широких городских слоев населения, а затем распространились на более высокие слои общества.
Почему власти закрывали кофейни в средневековом Египте?
С самых ранних дней своего существования кофейни были центрами массовой культуры, будь то в форме популярных духовных практик, таких как собрания суфиев на зикр, или культурных, таких как чтение популярных эпосов и народной поэзии. В наши дни они стали местами просмотра телевизионных сериалов и футбольных матчей.
Тесно связанные друг с другом социальные и культурные функции египетских кофеен привели к тому, что их изображали и изображают в бесчисленных литературных произведениях, фильмах, песнях, фотографиях, радио- и телевизионных программах. В романах, повестях и рассказах известных писателей, таких как Нагиб Махфуз, Ибрагим Аслан и Гамаль аль-Гитани, и в таких фильмах, как «Черный рынок» (1945), «Карнак» (1975) и «Водонос мертв» (1977) эти традиционные заведения функционируют как зеркало общества и исследуются метафорически. Авторы используют пространство кофейни как микрокосм египетского общества и отражение социально-политических дебатов.
Кофейня настолько инклюзивна и разнообразна, что можно утверждать, что именно там «можно найти настоящий Египет». Представление о ней как о ключевом месте, позволяющем уловить пульс нации, отражено в практике властей, которые, по крайней мере, с XIX века, отправляли своих информаторов в кофейни для мониторинга общественного мнения. Политическая значимость этих заведений подчеркивается и в произведениях искусства. В литературе и кино, как и в реальной жизни, многие восстания начинаются именно на пороге кофеен.
Старая кофейня в турецкой деревушке сохраняет очарование прошлого.
Невозможно представить египетский город или деревню без этих заведений. Они являются частью структуры общества, и меняются вместе с самим обществом. В наше время в Египте распространены два типа кофеен. Первые – это традиционные кофейни, которые есть почти в каждом квартале, и в которых обычно преобладают мужчины. Второй тип представлен историко-культурными кофейнями, такими как хорошо известное заведение Riche на улице Талаат Харб в центре Каира, открытыми как для мужчин, так и для женщин различного происхождения и возрастных групп. С начала XX века в стране все большее распространение получают известные мировые сети, такие как Starbucks и Costa Coffee, наряду с местными магазинами, такими как Cilantro и Beano’s, которые подражают мировым сетям. Эти новые кофейни более популярны среди молодежи и присутствуют в крупных торговых центрах и пятизвездочных отелях. То, какое заведение человек часто посещает, будь то кофейня по соседству или филиал глобальной сети, представляет собой социальное и политическое заявление, которое служит маркером его идентичности.
Увеличение числа уличных кофеен в наши дни связано с еще одним феноменом. Неолиберальная экономическая политика в странах Ближнего Востока привела к значительным последствиям для маргинализированных сообществ, особенно в городских районах. В ответ на растущую безработицу в египетских городах новые традиционные кофейни на открытом воздухе способствовали расширению неформального сектора и поиска случайной работы. Их открывают где угодно: на боковых улочках, в трущобах и даже во внутренних двориках между зданиями.
Таким образом, египетская кофейня лучше всего отражает выдвинутую французским социологом и философом Анри Лефевром (1901-1991) концепцию «социального пространства», которое в своей основополагающей работе «Производство пространства» он определяет как «то, что позволяет совершать новые действия, предлагая другие и запрещая третьи».
Вокруг Ближнего Востока за шесть чашек кофе.
Исламосфера