Конец эпохи старых кафе в Дамаске

Дамаск умел баловать своих жителей. Его главные улицы Багдад и Абед, его старые рынки и берега реки Барада были заполнены популярными кафе, пишет Сана Ибрахим.


Когда-то, а именно в шестидесятые годы, роль кафе выходила за рамки места, куда заходят ради сплетен, развлечений и чаепития. Завсегдатаи собирались здесь, чтобы обсудить темы, касающиеся работы, профессий, культуры и политики. Одни из таких заведений были облюбованы плотниками, другие – пекарями и мельниками, третьи – рабочими, разнорабочими и продавцами птиц. В кафе «Бразилия», «Аль-Камаль», «Гавана» и «Ар-Равда» собирались политики, интеллектуалы, писатели и романисты. Кафе «Аллах Карим» (что означает «Аллах Милостив») было заведением для оптимистов, чей жизненный девиз «Завтра будет лучше», «Хурсан» – для глухонемых, «Ат-Тайбин» – для людей с тонкой душевной организацией, «Ход Алик» – для шутников и жизнелюбов, а «Хаббини» – для тех, кто помешан на османской феске или тарбуше. В колоритном «Хиджазе» можно было встретить как сторонников существующего режима, так и его противников и бывших заключенных. Но ни разу здесь не возникали драки, никто не утихомиривал разбушевавшихся посетителей. Кафе «Ад-Дирия» посещали приехавшие из города Дейр-эз-Зор на северо-востоке Сирии, а «Каламун» – прибывшие из района аль-Каламун. Таким образом, если вы приехали в Дамаск издалека, то запросто могли найти знакомых, зайдя в кафе, принадлежащее представителям вашего региона или профессии.

Источник: syrianobserver.com

Война спровоцировала коллапс сирийского общества, укрепив рыночные ценности и коммерческий подход к жизни, нередко за счет идентичности и памяти, а также усилила позиции «нуворишей». В обществе возобладало состояние пассивного «наблюдения» за происходящей разрухой, оно материализовалось и создало почву для оппортунистов и их влиятельных единомышленников, позволив им с удвоенной силой заниматься разрушениями и сносами, так как страну уже «унесло ветром». Темп жизни ускорился, так что его было невозможно вынести или понять. Война собрала жатву не только человеческими жизнями. В новом «аш-Шаме» нет места ни для древней памяти, ни места для стола, переносящего вас в красочную Сирию, в которой есть «единая арабская нация» и «да здравствует Сирия».

Bringing Syrian Culture to a New Home, Page by Page

Источник: worldview.stratfor.com

В этой новой реальности не осталось места и старым кафе. «Хиджаз» снесли, посчитав нерентабельным, а на его месте строится коммерческий комплекс «Нирвана», включающий 12-этажный пятизвездочный отель, ресторан и четыре подземных этажа. Прощание с кафе происходило без похорон и без чтения «Аль-Фатихи» в память о душах жертв, которые часто посещали его. Как будто их не было, как будто не спешили к нему посетители, не проходили мимо, не поднимались по узкой лестнице, не здоровались с собравшимися, товарищами и прохожими, не сидели в своих обычных креслах, разговаривая с друзьями. Вы уже не обернетесь, чтобы подслушать рассказываемую за соседним столом историю о Неджде или Омане, об остановившемся на станции поезде или «Семи столпах мудрости» Лоуренса Аравийского. Вы больше не будете рассказывать громко анекдоты, чтобы их услышали и соседи, и не будете вместе над ними смеяться.

Старые кафе ушли навсегда, а вместе с ними ушла и роскошь времени, которое можно было тратить впустую.

Исламосфера

Комментарии