Кошка в народных поверьях Персии: от воплощения зла до любимицы дома
В сасанидской Персии кошка была табуированным животным, а зороастризм называл ее воплощением зла. Ислам изменил отношение к этим пушистым друзьям человека, пишет Махмуд Омидсалар для энциклопедия Iranica.
Кошки не упоминаются в литературных персидских источниках вплоть до конца эпохи Сасанидов. Согласно зороастрийской мифологии, кошка была создана Злым Духом и являлась воплощением коварства, в отличие от собаки, которую они хвалили за ее верность. Также ее относили к «вредным существам».
Но так как ислам относится к этим животным совсем иначе, то исламизация региона изменила и отношение к кошкам. Согласно мифологии многих мусульманских народов, кошка была создана на Ноевом ковчеге: встревоженный увеличением числа мышей, пророк Нух (мир ему) попросил Аллаха о помощи. Всевышний велел ему коснуться головы льва или потереть его ноздри, после чего лев вычихнул пару кошек.
Любовь к кошкам – признак веры в исламе.
Как сообщает аль-Джахиз (776-869), бакалейщики в его времена держали кошек, известных своими навыками в ловле мышей и называемых “бакалейными” (баккали). Также этот автор пишет, что котята стоили дороже взрослых кошек, и женщины украшали своих котят серьгами и ожерельями, красили их мех, целовали их и позволяли им спать в своих кроватях. Фарид ад-дин Аттар приводит притчу о суфийском шейхе, у которого была домашняя кошка. Это животное носило обувь, чтобы держать лапы в чистоте, так как ему было разрешено лежать на молитвенном коврике шейха. Когда кошку побил кто-то из слуг шейха, тот потребовал, чтобы он извинился перед ней.
Персидские народные поверья по-разному характеризуют кошку – от благословения до проявления джиннов или даже шайтана. Последнее особенно касается черных животных. Однако в Хорасане иногда считают, что черные кошки могут быть джиннами-мусульманами, и приносить пользу, а не вред. Народная легенда гласит, что кошка всегда приземляется на ноги, потому что Имам Али (да будет доволен им Аллах) благословил ее, погладив по спине.
Также в фольклоре кошки воспринимаются как вороватые и хитрые животные, а кошка-воровка упоминается в различных выражениях и пословицах как на персидском, так и на арабском языках. В толковании сновидений кошка является приметой вора.
Француз 17 века об османских котах: “Что находят турки в этих строптивых животных?”
Согласно поверьям, обижать кошку было чревато – если облить ее водой, то у обидчика появятся бородавки, ее убийство вызывает обмороки или смерть, а избиение приведет к бродяжничеству.
Считалось, что кошки вызывают некоторые болезни, хотя они также находили применение и в персидской народной медицине. Например, согласно народным поверьям, случайное поедание кошачьей шерсти вызовет мерак, разновидность безумия или постоянную тошноту, а у детей – слабость и болезнь. Смесь из кошачьих экскрементов и масла считалась полезной при лихорадке, кошачья кровь полезна – при проказе (употребление в пищу кошачьего мяса является запретным в исламе – Исламосфера). Как сообщает Казвини, лекарство на основе кошачьей желчи использовали при параличе лицевого нерва.
С кошками в Иране связаны многочисленные приметы. Например, умывающаяся кошка или сидящая лицом к дверям – к гостям. Если кошка сидит спиной к огню, прыгает без видимой причины, гоняется за своим хвостом – к холодной погоде, а если умывается, обратившись в сторону киблы, – к дождливой.
Мавзолей для кошки в Пакистане.
Исламосфера