Крымские ханы – суфии и поэты
Когда говорят об отношениях правителей и искусства, как правило, на ум приходят султаны, ханы, амиры, которые покровительствовали культуре, собирали при своих дворах поэтов и художников. В целом, дело обстоит именно так, но вместе с этим в истории исламских государств известно немало примеров, когда правители сами выступали в качестве творцов. Например, династия крымских ханов, среди которых было несколько замечательных поэтов, пишет профессор Мустафа Исен.
Следует отметить, что в исламских государствах большое значение придавали образованию детей правящих семей, особенно мальчиков, так как существовало осознание того, что это те люди, на которых в будущем будут возложены важные обязанности. Это в полной мере касается и крымских ханов. Их образование начиналось в 5-6 лет. Лучшие наставники обучали их Корану, хадисам и другим исламским знаниям. Также дети изучали арабский, персидский, латинский, чагатайский языки. Большое внимание уделялось и светским наукам, таким как история, география, военное искусство, математика, логика, химия. Также наследники получали знания по тасаввуфу, обучались каллиграфии, музыке, занимались физическими упражнениями – охотой, борьбой и учились ухаживать за конями. Получив хорошее образование, крымские ханы нередко сами занимались каким-то искусством, многие из них писали стихи. Даже утверждается, что по числу поэтов крымская династия уступает только османской.
Самым известным поэтом среди крымских ханов является Абу аль-Фатх Бора Гази Герай Хан (1554-1608). Он писал стихи на арабском, персидском и тюркском языках под псевдонимом Газаи и Гази Хан. Его стихи в жанре хамаси, т.е. военного жанра, считаются одними из самых выдающихся среди произведений всей тюркской поэзии. Вместе с этим, его перу принадлежит немало прекрасных образцов лирических стихов:
Любимая, желанная, родная, спасение, целительница ран,
Моя подруга нежная, благая, пленительны душа твоя и стан.
Стройная, как роза, украшение рая, легка, как воздух, и, как шелк, нежна,
Лицом – луна, а вдохновенным станом, как кипарис, – завидуй Гулистан!
Обличьем – пери, а устами – сахар, слова – смарагд, в очах – и лед, и жар,
Ресницы, брови – острые кинжалы, уста – кораллы, речи – фимиам.
Твой лик как роза в дорогой оправе, глаза – сапфиры, а уста – нектар.
Гази Герай также достиг значительных успехов в каллиграфии и играл на разных музыкальных инструментах, прославившись как исполнитель своих стихов под аккомпанемент танбура. Дочь Гази Герая Ханзаде Ханым также писала стихи, являясь единственной поэтессой крымской династии.
“Скрытая” поэтесса – трагическая судьба принцессы моголов.
Одной из самых интересных фигур среди крымских ханов является Мехмед IV Герай (1610-1674). Он дважды занимал крымский престол – с 1641 по 1644 г., а также с 1654 по 1666 г. Он уделял большое внимание строительству и развитию культуры. Мехмед Герай отличался религиозностью, покровительствовал суфиям. Он даже получил прозвище Софу – «суфий». При нем в окрестностях Бахчисарая была построена Мевлевихане – обитель дервишей тариката мевлеви. Мехмед Герай был одним из известнейших поэтов своего времени. Он писал стихи суфийского содержания под псевдонимами Камиль, Камили и Хани. В его стихах повторяется известный мотив суфийской поэзии – страдания влюбленного, разлученного со своей Возлюбленной.
10 старинных мечетей Крыма в одной статье.
Мои печаль и боль Тебе я изолью.
На что безвольный стон обрёк меня?
Разлук тоску и скорбь Тебе я изолью.
Спаси и сохрани, и восхити меня.
Сказал Кямиль: «Тебя искал я и нашел.
Тебя – источник благ – желал я и обрел.
К ногам Твоим припав, я в дверь Твою вошел.
Прошу Тебя, Господь мой, приюти меня».
Когда в 1666 г. турецкий султан сместил Мехмед Герая с трона, тот уехал в Дагестан, где прожил 8 лет дервишем. После смерти в 1674 г. его прах был перевезен в Крым и похоронен в Бахчисарае.
Азиз Малик-Аштера – исчезнувшая святыня Крыма.
Хан Селим I Герай (1631-1704) не только писал стихи под псевдонимом Селим, но и исполнял их под аккомпанемент музыкальных инструментов. Хорошо знал арабский и персидский языки, а также был хафизом. В честь победы в битве при Перекопе составил оду «Зафернаме». Он принадлежал к суфийскому братству мевлеви и был прекрасным исполнителем месневи.
Исламосфера