Кто был архитектором Тадж-Махала?
Все историки единодушны по поводу того, что могольские правители лично контролировали всю государственную документацию. По этой причине у нас очень мало подлинных свидетельств, связанных с процессом строительства Тадж-Махала – императоры не любили раскрывать некоторые свои секреты, пишет Манджит Тхакур.
На протяжении почти двух столетий строительство Тадж-Махала приписывают божественному вдохновению Шах-Джахана и его любви к своей жене Мумтаз-Махал. Но для того, чтобы мечта императора стала реальностью, были задействованы тысячи художников и ремесленников.
В рукописях XVII века, связанных с Тадж-Махалом, фигурирует имя Устада Исы (мастера Исы), который по происхождению был турком-османом. Согласно им, он и спроектировал гробницу. Историки считают, что Устад Иса может быть реальным человеком, но он был картографом, а не архитектором. В соответствии с этим, он, должно быть, создал план Тадж-Махала. А настоящим архитектором этого несравненного памятника, согласно недавним исследованиям, является персидский художник-архитектор Ахмад Лахори, придворный Шах-Джахана. Он был также известен под именем Ахмад Мимар (архитектор Ахмад), и считается создателем Красного форта в Дели.
По мнению историков, первые наброски Тадж-Махала были подготовлены Устадом Ахмадом в Лахоре. Он жил и работал в этом городе, у себя дома, неподалеку от мечети Вазир-хана. После к нему присоединился турецкий архитектор Исмаил-эфенди, который спроектировал купола. Устад Ахмад связался со своим другом Касимом Ханом из Лахора, чтобы тот спроектировал золотые крепления для куполов, а также со знаменитым Чиранджи Лала из Дели, известным в то время мастером-дизайнером по мозаичной плитке. Таким образом, проект Тадж-Махала следует рассматривать как результат совместных усилий нескольких творцов.
Известны имена еще нескольких знаменитых мастеров того времени, которые были привлечены к работам над Тадж-Махалом. Из Шираза был привезен каллиграф Устад Аманат Хан, из Белуджистана – художник-резчик по камню Амир Али. Мухаммад Ханиф из Мултана занимался изготовлением мраморной плитки, Мукаримат Хан из Дели и Мир Абдул Карим из Шираза были главными руководителями и администраторами проекта.
Сохранились сведения о том, сколько было заплачено художникам и ремесленникам. Тысяча рупий были вручены Устаду Исе. На эти деньги тогда можно было купить 3330 граммов золота. Устад Исмаил Хан Руми, мастер по куполам, получил 500 рупий. Мухаммад Шариф из Самарканда, устанавливавший навершия, получил 500 рупий, Касим-хан из Лахора – 295 рупий, главный каменщик Мухаммад Ханиф из Кандагара – 1000 рупий, каменщик Мухаммад Саид из Мултана – 590 рупий. Каллиграфу Аманат Хану Ширази заплатили 1000 рупий, а другому каллиграфу Мухаммаду Хану из Багдада – 500 рупий. 300 рупий было передано Рошан Хану из Сирии.
История о том, что Шах-Джахан выколол глаза Устаду Ахмаду Лахори и отрубил ему руки, чтобы он не создал еще один памятник, подобный Тадж-Махалу, является чистой выдумкой. Существуют документы, которые подтверждают, что Устад Ахмад вернулся в Лахор после завершения работ и умер в 1649 г. естественной смертью.
Время от времени муссируется версия, что архитектором Тадж-Махала является итальянец Джеронимо Веронио, который приехал в Индию из Венеции, был заключен Шах-Джаханом в Лахорский форт и казнен после завершения строительства. Такой человек действительно существовал, но к Тадж-Махалу он отношения не имеет. Он был известным ювелиром и создавал украшения для императорской семьи. Его обвинили в краже драгоценных камней и крупного алмаза, за это и приговорили к смертной казни.
Исламосфера