Кудси Эргюнер – турецкий музыкант-виртуоз

Неслучайно персидский мистик и поэт Джалалуддин Руми начал свою поэму «Маснави» с воспевания нея – тростниковой флейты. В конце концов, ней, как ни один другой восточный инструмент, олицетворяет стремление души к своим истокам, к единению с божественным источником, из которого она исходит, пишет Мариан Бремер.


Вы слышите свирели скорбный звук?

Она, как мы, страдает от разлук.

Для суфиев ней служит прекрасной метафорой. Для изготовления этого инструмента тростник срезают – точно так же душа будто вырвана с корнем и чувствует себя чужой в этом мире. Дальше мастер полностью очищает стебель – точно так же и люди на пути к совершенству должны очистить себя от всех желаний и эгоистических черт. Затем он берет горячий железный прут, чтобы просверлить отверстия. Этот процесс символизирует все испытания и невзгоды, которые испытывает духовный искатель на пути к зрелости. Только после завершения всей этой сложной работы дыхание Божественного флейтиста может течь через ней.

Итальянский музыкант: ней тронул мое сердце, и я принял ислам.

Кудси Эргюнер – один из самых известных исполнителей нея, сделавший себе имя на мировой музыкальной сцене. Родившийся в 1952 году в турецком городе Диярбакыр в семье музыкантов, Эргюнер учился игре на нее у отца и деда – они оба также являются известными в стране мастерами игры на нее. Сегодня в Турции даже говорят об «эргюнерской школе» игры на этом музыкальном инструменте.

В семнадцать лет Эргюнер стал членом Стамбульского Радио-оркестра, а в 23 года переехал во Францию изучать архитектуру и музыковедение. В Париже он основал Институт Мевляны, где преподавал классическую музыку и заповеди суфизма.

Как флейтист-виртуоз он вскоре сделал себе имя в Европе. Эргюнер сотрудничал со звездами мировой музыки, такими как Питер Гэбриэл, и в то же время занимался исследованиями традиционных музыкальных культур в таких регионах, как Северная Африка, Афганистан и Южная Азия. В 1980-х годах он служил в ЮНЕСКО в качестве комиссара по турецкой музыкальной культуре.

Ней – музыкальный инструмент, неотделимый от Руми.

В 2008 году, будучи в составе делегации из Турции, приглашенной на Франкфуртскую книжную ярмарку, Кудси Эргюнер принял участие в нашумевшем концерте в Альте-опере во Франкфурте, где выступил вместе со своим ансамблем как композитор и флейтист с традиционной турецкой суфийской музыкой, сопровождая исполнение «Западно-восточного дивана» Гёте. Говоря о заслугах Эргюнера, на форуме World Music Central отмечается: «Он записал и возродил почти забытую музыкальную традицию и обратил на нее внимание западной публики, обеспечив тем самым ее место в культурном наследии Европы».

На протяжении веков ней был распространенным инструментом в значительной части исламского мира, в частности, в Иране и арабоязычном регионе. Однако его слава связана, прежде всего, с тарикатом мевлеви – 800-летнего суфийского братства, основанного на учении Руми.

Ней был главным инструментом мевлеви на протяжении сотен лет и выполнял ритуальную функцию в церемонии радения – «сема». Мевлеви создали свой собственный музыкальный репертуар для этой знаменитой формы медитации в виде вращения.

Учитель, который влюблен в “ней”.

Еще ребенком отец регулярно брал Кудси Эргюнера с собой на суфийские собрания Стамбула, где он познакомился с тарикатом мевлеви. В своей автобиографии «Путешествия суфийского музыканта», опубликованной в 2005 году, Эргюнер описывает постепенное исчезновение суфийских традиций в современной Республике Турция.

Престижный журнал Songlines в рецензии на книгу Эргюнера в свое время писал: «Каким бы ни было возрождение [суфийской музыки], оно по большей части происходит благодаря усилиям Эргюнера и его коллег. Он превосходно справляется с преодолением пропасти между Востоком и Западом и всей иронией, которую это влечет за собой».

Эргюнер всегда критически относился к понятию «мировая музыка» как к собирательному термину для незападных музыкальных традиций. Однажды Эрен Гуверчин спросил у него о соединении им музыки мевлеви с поэзией Гёте на немецкой сцене. Эргюнер ответил: «Турция всегда хочет доказать Европе, что она тоже является европейской державой. Вот почему на фестивалях постоянно появляются турецкие пианисты, играющие Моцарта, а на каждом углу говорят о турецких поп-музыкантах, не говоря уже о техно-суфиях… Я спрашиваю себя: неужели ничего не осталось от нашего прошлого, от нашей цивилизации? Гёте дает лучший ответ на этот вопрос! Миру нужны и другие культуры, помимо западной».

Музыка в Османской империи: между Пифагором и суфийским неем.

В 2019 г. вышел музыкальный альбом Кудси Эргюнера «Королевская меланхолия. Медитация суфия» («La Melancolie Royale. Meditation soufie»). Альбом состоит из шести треков, которые прославляют оригинальное звучание тростниковой флейты во всех ее гранях. По большей части звук нея напоминает мягкий вздох, с изысканными мелодическими линиями и необычно тонкой тональностью. Играя на своем инструменте, нейзен (так по-турецки называют музыканта, играющего на нее) Эргюнер показывает настоящую акробатику, работая со своим дыханием и достигаея медитативного состояния, которое постепенно вовлекает в этот процесс и слушателя. Его игра демонстрирует чарующую красоту, которая погружает восприимчивого слушателя в мир духовности. Виртуоз намеренно исключает другие инструменты. Он хочет сохранить уникальность нея и позволить ему рассказать свою собственную историю. В результате альбом получился одновременно и мягким, и аскетичным.

Исламосфера

Комментарии