Куджанг: когда нож – это философия
Индонезийский нож куджанг – это больше священный и символический объект.
Куджанг, как считается, возник у сундов на Западной Яве как сельскохозяйственное орудие. Доказательства этому содержится в дидактическом тексте «Сангхьянг Шикса Канда Нг Каресиан» (1518 г.), а также в устных традициях.
С развитием технологий, культуры, преобразования социальной и экономической жизни сундов куджанг также претерпел изменения в форме, функциях и назначении. Из сельскохозяйственного инструмента он превратился в предмет, обладающий символической и сакральной ценностью. Считается, что новая форма куджанга, каким мы его знаем сегодня, родилась в IX-XII веках.
Эффективен и опасен: хайберский нож.
Некоторые даже заявляют, что этот клинок никогда не использовался для боя. Например, индонезийский культурный обозреватель и коллекционер Буди Далтон, говорит, что этот клинок в исторических источниках никогда не упоминается как боевое оружие. Кроме того, исследователь обращает внимание на тот факт, что его дизайн эстетичен, но всё же далек от эргономики оружия. Даже если куджанг и присутствовал среди воинского снаряжения, он был призван только показать принадлежность человека к воинам. «Попробуйте напасть на человека, вооруженного голоком (национальный индонезийский нож), с куджангом. Я уверен, что вы проиграете, потому что куджанг неудобен. Им нельзя колоть дрова, нельзя чистить лук. Куджанг преисполнен эстетики, потому что это символ». Согласно исследованию Буди, куджанг когда-то был символом славы Королевства Паджаджаран, государства на Западной Яве, власть которого, как говорили, простиралась на весь архипелаг. Когда Паджаджаран потерял суверенитет в 1578 году, это оружие стало выполнять роль семейной реликвии.
Согласно богорской поэме, изложенной Анисом Джатисундой (1996-2000), в зависимости от функций, куджанг может иметь четыре формы, а именно: куджанг пусака (символ величия и защиты безопасности), куджанг пакаранг (для боя), куджанг пангарак (церемониальный) и куджанг памангкас (сельскохозяйственный инструмент).
В зависимости от формы лезвия, клинки называются куджанг джаго (напоминает петуха), куджанг чиунг (напоминает птицу яванский кохоа), куджанг кунтул (напоминает цаплю), куджанг бадак (напоминает носорога), куджанг нага (напоминает дракона) и куджанг бангконг (напоминает лягушку). Кроме того, существует типаж лезвий ножа в виде женских фигур традиционного театра ваянг как символов плодородия.
Как кавказский кинжал бебут стал оружием российской армии.
Как заявляется, форма клинка подразумевает глубокий смысл. Например, напоминая Яву, она изображает идеалы короля Паджаджарана, который хотел объединить этот остров. Три отверстия, украшающие лезвие, считаются символом Тримурти в индуистском учении. Когда индонезийцы стали принимать ислам, количество отверстий увеличилось до пяти, что стало указывать на пять столпов ислама.
В настоящее время куджанг рассматривается больше как символический и священный объект. С целью защитить дом его помещали в сундук или определенное место, например, на кровать.
Куджанг в качестве символа несет в себе философию обещания продолжить борьбу предков. Эта борьба заключается в том, чтобы хранить добродетели нации или пять ее качеств – внешний вид, язык, обычаи, письменность и культура. В целом, существует много трактовок философии куджанга. Например, согласно еще одной, он символизирует борьбу человека с поступками, которые выходят за рамки добродетели.
В городе Богор в Западной Яве в 1982 году был установлен памятник куджангу.
Рынок кинжалов в Наджране – крупнейший в Саудовской Аравии.
Исламосфера