Кулах-худ – декоративный шлем эпохи Нового времени

Кулах-худ – это обильно декорированный шлем, который использовался в Центральной Азии и Иране как в качестве военного снаряжения, так и декоративного головного убора в XVI-XIX веках.


Этот тип шлема, вероятно, сформировался в Иране в XVI веке, и в дальнейшем получил распространение в Индии. Он мог быть либо низким и плоским, либо высоким и заостренным. Коническая форма позволяла отразить отвесный удар противника. В верхней части кулах-худа находилось навершие, напоминающее наконечник копья с поперечным сечением. Оно могло достигать 30 см в длину. Есть отдельный подкласс так называемых «птичьих» кулах-худов – у них вместо пики на макушке была закреплена тщательно выкованная птичка.

Табар – персидский боевой топор.

Сам шлем был обычно неглубоким, хотя нередко большого диаметра, так как его надевали прямо на чалму. Поэтому, чтобы защитить шею, плечи и виски кулах-худ был снабжен бармицей – кольчужной сеткой, изготовленной из железа, латуни, меди. Нижний край бармицы часто имел зигзагообразную форму. В некоторых шлемах такая сетка закрывает глаза и нос. По одной версии, она вряд ли могла защитить от удара и служила для затенения глаз в солнечном климате.

Другой особенностью кулах-худа была наносник – стрелка, положение которой регулировалось. Если в ней не было необходимости, ее можно было поднять. По обе стороны от этой детали прикреплялись втулки для плюмажей, в которые помещали перья разных птиц, например, страусов, белых цапель. Обычно их было два, но встречаются шлемы с одним, тремя или четырьмя держателями.

Легендарный оружейник Асадулла Исфахани и его тайны.

Как уже отмечалось, кулах-худ получил распространение в Новое время, когда уже появилось огнестрельное оружие. Тяжелое вооружение, рассчитанное на длительный рукопашный бой, уже начало исчезать. Так и кулах-худ не предназначался для того, чтобы выдерживать сильные удары и был снаряжением легкой конницы, которая еще активно использовалась. Кроме того, как видно из описания, такой шлем выглядел очень эффектно, поэтому ему отдавали предпочтение всякого рода знать, а в дальнейшем он стал играть роль церемониального снаряжения.

В связи с этим кулах-худы обильно украшались. Декор мог быть разным, в зависимости от культурных условий, в которых создавались шлемы – узорчатые мотивы из инкрустированной латуни, серебра или золота, а также фигурные изображения. Также на шлем иногда помещали надписи из Корана. На одном кулах-худе из Гвалиора (Индия) изображены череп и скрещенные кости, что можно считать признаком европейского влияния. Часто обильно декорировалось навершие наносника.

Свистящие стрелы – оружие тюркских армий.

На некоторых шлемах помещали изображения устрашающих лиц и рога, из-за чего европейские коллекционеры называют кулах-худы «масками дьявола».

Несмотря на модернизацию вооруженных сил Ирана в XIX веке, традиционные доспехи, в том числе кулах-худ, продолжали изготавливать. Кулах-худ можно было увидеть на парадах, он использовался как часть костюмов в театральных инсценировках. Кроме того, такие шлемы охотно скупали западные коллекционеры и туристы в качестве сувенира.

Исламосфера

Комментарии