Культура кухни текке

Разные блюда и этикет их принятия в пищу в тасаввуфе использовались в качестве символа, раскрывающего структуру тарикатов, его теоретическое и философское измерение, а также для разъяснения суфийской терминологии, пишет сайт turkascihaberleri.com.


Угощение гостя и принятие его является основой культуры текке. В менакибнаме (т.е. трудах, посвященных жизни суфийских наставников, святых) приводятся разные предания о том, откуда берет начало эта традиция. Например, говорится, что по повелению Аллаха Джабраил передал Посланнику Аллаха (САВ) символы власти халифа, среди которых были кулях с четырьмя концами (вид головного убора в форме колпака), хирка (плащ), коврик для молитвы, а также предметы, связанные с принятием пищи – софра (скатерть) и лампа. Как сообщается, впоследствии эти предметы были переданы в порядке очередности Али (р.а.), Ходже Ахмаду Ясави и Хаджи Бекташу Вали. Эти символы оказали глубокое влияние на культуру кухни текке, в частности на обители дервишей тариката ясави. Другим таким значимым символом выступал казан.

10 форм музыки текке с примерами.

Принятие гостей и угощение их было обычаем Посланника Аллаха (САВ). В преданиях говорится, что эту традицию унаследовал от него Али (р.а.), который сам накрывал стол гостям и угощал их медом. Накрытый стол (софра) заключает в себе шифры, раскрывающие культурный код общества. Наряду с этим, он является символом собрания людей, объединенных узами любви и братства. Другими словами, принятие пищи – это не только насыщение своего тела, а ритуал. Поэтому оно определялось как «курсы воспитания», а в традиции текке на него возлагалась обучающая и воспитательная роль, также оно выступало как средство социализации.

konya mevlana müzesi matbah ı şerif mutfak nev niyaz, saka postu makamı,  sema talim çivisi, simat somat, onsekiz budaklı şamdan mawlana … | Nun  dress, Fashion, Girl

Источник: tr.pinterest.com

Одно из правил звучало как «Не ешь и не пей перед мюридом!» Так дервиш должен был следовать правилам текке, а обуздание страсти мюрида к пище принималось как первоочередная обязанность шейха. В основе этого лежит понимание того, что большинство бед, постигших мюрида, происходят от его тяги к еде. Наблуси так пишет об этом: «Большинство мюридов слабы на желудок. Они – его рабы. Самое лучшее средство, которое необходимо применить к ним, это заточение в уединении (хальвет). Не видя никого рядом с собой, они предаются упованию (таваккуль) и покровительству (химмат) шейха. Пропитание простых людей (авам) находится в их руках, т.е. имеет материальные формы и обретается ими в результате каких-то причинно-следственных связей. Пропитание избранных (хавас) обретается через явное знание (йакин), т.е. разъяснить это можно только в метафизических измерениях».

Советы по здоровому питанию от Ибн Сины.

Ограничение малым количеством пищи считается одним из условий следования по пути тасаввуфа (сайр-и сулюк). Только так – при условии практикования мюридами зикра (поминания) и рабиты (связи с наставником) – дервиши могут увидеть алям-и мисал (мир между земным миром и загробным) наяву и во сне.

Источник: liveinternet.ru

Каждая отсылка к пище в тасаввуфе прямо или косвенно указывает на систему мыслей, в которой еде придается фигуральная или символическая ценность. Если принимать это во внимание, то религиозные предписания предстают перед нами в новом измерении. Например, пост несет в себе и глубокий внутренний (деруни) смысл. Если внешний смысл поста – это отказ от еды и питья в определенное время, то внутренний – отказ от грехов, от нанесения вреда другим и т.п.

Что привело Имама Газали в суфизм?

Совершая странствие по пути тасаввуфа дервиш, в первую очередь, должен питаться дозволенной (халяль) пищей. В одном трактате так пишется об этом: «Мюрид не должен есть пищу непокорных (мункир)! Ибо говорят, что такая еда на сорок дней закрывает перед ним врата благодати (баб-и файд). А должен он есть пищу чистых (мухлис), чтобы обрести их чистоту и скромность. Еще лучше, если он ест пищу ахл-и хузур (т.е. людей, которые каждый миг ощущают себя в присутствии Аллаха). Безусловно, это касается еды дозволенной (халяль) и далекой от того, чтобы быть сомнительной. Если хоть один кусок пищи или один глоток воды происходит от расточительства (исраф) или жадности, или сердце твое преисполнено невежества (гафлят), то откажись от них. Ибо кусок пищи, съеденный в невежестве, приносит только невежество. Кусок пищи в состоянии присутствия (хузур) приносит присутствие (хузур). Если наряду с этим поддерживать рабиту и прочитать сильсилю (цепь посвящения шейхов тариката), то прибавишь света».

Исламосфера

Комментарии