Курмангазы Сагырбайулы – музыкант и борец за свободу казахского народа
Казахский народ – это мелодии и песни. По словам русского этнографа и путешественника Потанина, у казахов столько же мелодий, сколько и цветов. Наиболее заметное место в казахском народном искусстве XIX века занимает великий казахский композитор-кюйши Курмангазы Сагырбайулы – классик казахской инструментальной музыки.
Курмангазы Сагырбайулы родился в 1818 или 1823 г. в Букеевской Орде (сейчас это Жангалинский район Западно-Казахстанской области). Музыкальный талант он унаследовал от матери, в роду которой были поэты и музыканты. Появление в его родном селе прославленного народного кюйши Узака сильно повлияло на будущую судьбу Курмангазы, который впоследствии называл Узака своим учителем. В 18 лет Курмангазы решил посвятить себя музыке, и, несмотря на возражения отца, он покинул родную деревню и начал жизнь странствующего кюйши – исполнителя кюйев (казахских народных инструментальных пьес), играл на таких инструментах, как домбра, кобыз, сыбызгы. Вскоре он обрел славу. Хорошая музыкальная память позволила ему не только освоить творческое наследие известных народных музыкантов, но и самому начать писать инструментальные пьесы. У него был свой стиль игры, своя национальная школа домбры.
Эпос “Деде Коркут” включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
История казахского народа и его личные трагедии, мысли о жизни, широта казахских степей и национальные праздники нашли свое отражение в его произведениях.
Одним из самых выдающихся произведений Курмангазы является «Кишкинтай». Оно посвящено восстанию Исатая Тайманова 1836-1837 гг. Это восстание было вызвано нехваткой земель для пастбищ – пригодные для земледелия земли изымались под казачьи хутора, оставшиеся распределялись неравномерно – основные пастбища оставались за ханом Жангиром и его приближенными, а переходить за Урал казахам было запрещено. Акын Махамбет Утемисулы, ставший одним из руководителей бунта, и музыка Курмангазы Сагырбайулы воодушевляли восставших и вселяли надежду в сердца людей. Народные выступления были подавлены с помощью регулярных войск и казаков. Курмангазы подвергся преследованиям и был вынужден покинуть родину, он неоднократно сидел в тюрьме. В эти дни гонений им были написаны кюи «Алатау» и «Сарыарка», в которых отражаются его любовь к своей родине, к степям, а также стремление казахского народа к свободе и освобождению.
И вернусь я в отчий дом,
Поклонюсь я роду
И скажу: готов служить
Моему народу!
Азербайджан примет закон о сохранении и развитии мугама.
В 1880 г. Курмангазы поселяется под Астраханью, собирает вокруг себя учеников. Умер в 1889 г. в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области. В 1997 г. на его могиле был возведен мавзолей, а в 2003 г. при участии России и Казахстана построен культурный комплекс, при котором открыта музыкальная школа домбристов.
Великолепная мечеть-пагода в Казахстане.
Курмангазы Сагырбайулы оказал огромное влияние на казахскую народную музыку. Его память бережно хранится в Казахстане – ему посвящают оперы и картины, его именем называют улицы, его изображения можно увидеть на почтовых марках и денежных купюрах. Существуют многочисленные памятники знаменитому кюйши, в том числе один стоит в Астрахани – он был подарен Казахстаном к 450-летию города.
Турецкий музыкант создал новый музыкальный инструмент с необычным звучанием.
Исламосфера