Кутб ад-дин Ширази – суфий и ученый, сведущий во всех науках

Кутб ад-дин Ширази оставил труды по математике, астрономии, географии, философии, медицине, суфизму, исламскому праву, вероубеждению (акида), лингвистике, риторике, теории музыки и другим наукам.


Кутб ад-дин Ширази родился в 1236 году в городе Казерун (Иран) в известной суфийской семье. Его отец, Зия ад-дин Масуд Казеруни, был врачом по профессии, а также одним из влиятельных представителей тариката казеруни. Он получил свою хирку (суфийский плащ, символ инициации) от суфийского муршида Шихаб ад-дина Умара Сухраварди. Кутб ад-дин был облачен в хирку в знак благословения своим отцом в возрасте десяти лет, а позже – Ниджб ад-дином Бозгуши Ширази, известным суфием того временем. Также Кутб ад-дин начал изучать медицину под руководством своего отца, который практиковал и преподавал медицину в больнице Мозаффари в Ширазе.

Исламская обсерватория, породившая астрономическую революцию 16-го века.

Когда Зия ад-дин умер, Кутб ад-дину было 14 лет, и он заменил его в качестве офтальмолога в больнице. В то же время молодой человек продолжал свое образование, а десять лет спустя оставил медицину и начал посвящать свое время дальнейшему образованию под руководством Насир ад-дина ат-Туси (1201-1274), знаменитого математика и астронома. Когда ат-Туси добился от хана Хулагу строительства обсерватории в Мараге и стал ее главой, то взял к себе своего ученика. Работая в новой обсерватории, Кутб ад-дин изучал астрономию под руководством ат-Туси, приобретя авторитет, сравнимый с авторитетом своего учителя. Одним из их важных научных проектов стали новые астрономические таблицы (зидж). В своем завещании ат-Туси даже советует своему сыну работать вместе с Кутб ад-дином над завершением зиджа.

Миниатюра из манускрипта Аш-Ширази

Изображение из рукописи Ширази / Источник: ru.wikipedia.org

Пребывание Кутб ад-дина в Мараге было недолгим. Впоследствии в поисках знаний он отправился в Хорасан, потом в Казвин, Исфахан, Багдад, а после в Конью, где в то время жил Джалал ад-дин Руми. Ширази очень хотел с ним встретиться и даже подготовил вопросы, ответы на которые не мог найти в книгах. Но увидев Мевляну, все позабыл. В Конье Кутб ад-дин учился у известного ученого Садр ад-дина Кунави, которого называют самым выдающимся представителем учения о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд) после Ибн Араби.

Лунные кратеры, получившие имена великих мусульман.

Во время пребывания в этом городе Ширази заслужил внимание визиря Сулеймана Парвани и был назначен главным судьей (кади) сначала в Сивас, а потом в Малатью. Находясь в Сивасе, ученый также преподавал в Голубом медресе математику, астрономию, оптику, а также религиозные науки.

В 1282 г. Ширази стал послом от ильхана Хулагидов Ахмада Текудара к Сайф ад-дину Калауну, мамлюкскому султану Египта. А по приказу ильхана Аргун-хана Кутб ад-дин, путешествуя по Малой Азии, составил карту Ближнего Востока, которая до наших дней так и не дошла.

Копия рукописи Ширази “ат-Тухфа аш-шахия” / Источник: en.wikipedia.org

После этого Кутб ад-дин некоторое время жил в Дамаске, а последние годы своей жизни провел в Иране. В Тебризе он работал в обсерватории, ставшей преемницей Марагинской обсерватории. В этом городе он и скончался в 1311 г. и был похоронен на кладбище Чарандаб.

Вклад Ислама в Европу: от да Винчи до европейских астрономов.

Ширази не только занимался исследованиями в области математики, оптики, физики, астрономии, но и был религиозным ученым и философом. Интересным был его подход к вопросам оптики. Он обосновывал их с точки зрения тасаввуфа и философии ишракизма, согласно которой главным является не рациональное знание, а «озарение». Одним из достижений ученого можно назвать объяснение им причин появления радуги. В астрономии он развивал модель планет, созданную его учителем ат-Туси. В области медицины Кутб ад-дин получил известность как один из комментаторов «аль-Кануна» Ибн Сины. Также он был одним из известных суфиев своего времени. Ему принадлежат комментарии к «Мудрости озарения» Шихаб ад-дина Сухраварди. Помимо всего прочего, он оставил труды по математике, астрономии, географии, философии, медицине, суфизму, исламскому праву, вероубеждению (акида), лингвистике, риторике, теории музыки и другим наукам.

Ширази отличали не только обширные познания в разных областях знаний, но и чувство юмора и щедрость. Он также был мастером игры в шахматы, играл на рубабе, любимом музыкальном инструменте Мевляны, и писал стихи.

Гробница Ширази в Тебризе / Источник: en.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии