Кувейтские скульпторы борются с многовековыми предрассудками
У известного скульптора Сами Мохаммеда вызывают сильное негодование заявления людей о том, что его творения представляют собой разновидность идолопоклонства. Он призывает власти Кувейта пресекать подобные утверждения, которые он считает устаревшими, передает The National.
Кувейтский скульптор Сами Мохаммед закончил возвышающуюся посреди комнаты статую первого эмира страны более четырех десятилетий назад, и теперь она просто собирает пыль в давно закрытом офисном здании.
Восковые фигуры ученых в музее Наджафа.
75-летний мужчина, как и другие скульпторы Кувейта, ворчит на утверждения людей, что его творения являются идолопоклонством и призывает власти вмешаться в эту проблему. “Мы должны преодолеть эти проблемы, потому что у человека есть разум и мышление, что делает невозможным возвращение к поклонению идолам”, – говорит Мухаммед, сам являющийся набожным мусульманином. – “Мы больше не живем во времена невежества. Мы живем в эпоху технологий”.
Таким людям надо найти пещеру
Ислам запрещает идолопоклонство, но некоторые мусульмане идут дальше и запрещают любое изображение человеческого образа. В Кувейте нет закона, который прямо запрещал бы ставить скульптуры или статуи в общественных местах. Интересным примером в этом отношении является кувейтский Музей современного искусства. Он был открыт в 2003 году и может похвастаться тем, что в его коллекции есть множество статуй людей, созданных кувейтскими мастерами. Но эти статуи находятся за закрытыми дверями, скрытыми от глаз общественности, покуда бушует дискуссия об исламе и искусстве.
Мастура Ардалан – первая женщина-историк на Ближнем Востоке.
42-летний мастер Бадр Фадель Алемдар убежден, что знает причину, по которой скульптуры скрыты за стенами помещений. Он говорит, что это оттого, что чиновники испытывают страх перед консерваторами.
“Мы испытываем в своей работе большие неудобства, потому что некоторые воспринимают скульптурное искусство как богохульство, особенно если это статуи известных людей”, – говорит он, добавив, что в прошлом на него даже совершали нападения из-за его работ.
Недавно по поводу этой проблемы между кувейтскими законодателями разгорелись разногласия.
В сентябре правовед Мохаммед Хайеф аль-Мутаири призвал правительство воспрепятствовать местным мастерам создавать статуи. Он заявил, что скульпторы “открыли путь для создания храмов” в Заливе, указывая на немусульманские места поклонения.
Против его предложения выступил член парламента Ахмед аль-Фадель, заявив, что оно “отсталое”. В другой раз Фадель набросился на людей, которые хотели закрыть магазин, потому что он продавал печатные 3D-фигурки.
5 вещей, которые вы можете найти в катарском музее Шейха Фейсала.
“Я хочу знать, как долго еще в обществе будет господствовать это отсталое мышление”, – сказал Фадель в видео, опубликованном в интернете. “Кувейт – это страна свобод, которая управляется законом… Спустя 1400 лет (после появления ислама) вы все еще говорите об идолах? Что вы должны сделать, так это найти пещеру и остаться там”.
К этому искусству необходимо привыкнуть
Споры в мусульманском мире по поводу возможности изображения человеческой формы не ограничиваются только Кувейтом. К примеру, члены ИГИЛ (запрещена на территории РФ – Исламосфера) разбили и разграбили памятники в Ираке и Сирии, считая их кощунством над исламом.
В Иране чествуют наследие Омара Хайяма.
В 2013 году легенда французского футбола Зинедин Зидан невольно оказался в центре скандала. Причиной послужила установка статуи алжирского скульптора Аделя Абдессемеда, изображающей печально известный удар головой Зидана в итальянца Марко Матерацци. Статуя, установленная в столице Катара Дохе, вызвала волну жалоб в социальных сетях. Многие люди настаивали на том, что это нарушение положений ислама, в результате чего статую убрали.
Тем не менее, в некоторых частях мусульманского мира к скульптурам относятся гораздо лояльнее. Так, в музее Лувр Абу-Даби (ОАЭ), открывшемся в прошлом году, посетители могут свободно любоваться бесценными скульптурами.
Даже региональная электростанция Саудовской Аравии в сентябре этого года организовала выставку китайского искусства, в которую вошли знаменитые терракотовые воины. Для Бадера аль-Дауэша, члена Национального совета по культуре, искусству и литературе Кувейта, эти шаги означают, что в стране есть возможность перемен.
Лувр Абу-Даби и еще 5 музеев, которые должен посетить каждый мусульманин, путешествующий по миру.
“Люди в будущем привыкнут видеть статуи”, – утверждает он.
Несмотря на накопившиеся разочарования, художник Сами Мохаммед также продолжает жить надеждой, что его творчеству в конце концов найдется место на его родине.
“Кувейт не может отделиться от остального мира”, – говорит он.
Исламосфера