“Лечение души, исцеление сердца”: вклад средневековых мусульман в клиническую психологию

Древние греки определяли психические расстройства как “одержимость и наказание богами за проступки, которые могут быть излечены только молитвой”. Греческие врачи и философы разрабатывали теории о лечении некоторых психических расстройств без практических исследований. В иудео-христианских обществах психические заболевания часто рассматривались как “божественное наказание” или “божественный дар”. Некоторые психические расстройства также были хорошо известны в Древней Месопотамии, Древнем Египте, Персии, Индии и Китае. С приходом ислама произошла революция во всех научных областях, включая психологию, которая впоследствии сильно повлияла на современную западную психологию, пишет Афифа Табет.


Мусульманских врачей интересовали все отрасли медицины, в том числе психология. На раннем этапе развития исламской медицины психология была включена в общую медицину. После этого мусульманские медики выделили ее в отдельную отрасль медицины. С этого момента они называли его “Иладж ан-нафс” («лечение души») или “Тибб аль-кальб” («исцеление сердца» или психическая медицина).

Мусульманские врачи писали о многих психических заболеваниях, таких как тревога, депрессия, меланхолия, эпилепсия, шизофрения, паранойя, забывчивость, сексуальное расстройство, мания преследования и обсессивно-компульсивное расстройство и другие психические заболевания. Они первыми в истории добавили слово “психосоматическое расстройство” в словарь психологии. Мусульманские медики также считали, что психические заболевания вызывались химическим дисбалансом, влияющим на мозг.

В средневековом исламе человека с психическим заболеванием называли “маджнун” (одержимый джиннами). Он не считался персоной нон грата, изгоем или козлом отпущения. Согласно исламской вере, мусульманин должен быть добр к таким людям и относиться к ним хорошо.

Античная медицина до сих пор жива благодаря мусульманам.

Источник: mvslim.com

Многие больницы были созданы в раннюю исламскую эпоху. Идея их организации восходила ко времени Пророка Мухаммада (САВ), когда в мечети Пророка в Медине была открыта первая больница. Первая настоящая исламская больница была построена в 9 веке, во времена правления аббасидского халифа Харуна ар-Рашида в Багдаде. Мусульмане называли ее “бимаристан”, что в переводе с персидского означает “место для больных”. В них лечили и людей, страдающих психическими расстройствами.

Врачи и медсестры были обязаны заботиться обо всех пациентах, независимо от их религии, расы, гражданства или пола. Бимаристан был необходим для поддержки всех пациентов вплоть до их полного выздоровления. Каждый бимаристан включал сад, фонтан, лекционный зал, библиотеку, кухню, аптеку и молитвенные комнаты для мусульман и немусульман. Для создания лучшей атмосферы в бимаристанах имелись даже средств для проведения досуга и музыканты. Мужчин и женщин помещали в отдельные, но одинаково оснащенные всем необходимым палаты. Врачи, медсестры и сотрудники были одного пола с  пациентами. Отдельные палаты были разделены на инфекционные, неинфекционные, глазные, медицинские, хирургические и психические (изолированные железными прутьями). Бимаристан также служил центром обмена медицинским опытом и своего рода медицинской школой, где проходили обучение будущие врачи. Впервые в истории медицины по окончании этих школ проводились экзамены, и только врачам, доказавшим свою квалификацию, разрешалось заниматься медицинской практикой.

Наследие мусульманских ученых в современной иранский медицине.

Источник: mvslim.com

Психология в средневековом мусульманском мире через некоторое время стала отдельной отраслью медицины. Первые психиатрические больницы были открыты в Багдаде, Алеппо, Кордове, Фесе, Кайруане, Каире и Стамбуле. Западные путешественники, посещавшие мусульманский мир в XII веке, описали терапевтические методы, которые использовали мусульманские психологи, расслабляющую атмосферу и то, как мусульмане относились к своим пациентам в своих терапевтических центрах. Эти центры были оснащены всем необходимым оборудованием для обеспечения нужных методов лечения. Мусульманские клиницисты использовали различные методы лечения, такие как классические формы психотерапии, массажи, лекарства из растений, когнитивно-поведенческая терапия, Коран-терапия, музыкальная терапия, поэзия, трудотерапия, банная терапия, ароматерапия, танцы, беседы, занятия различными видами спорта и лечебные диеты.

Каждому пациенту оказывали помощь два ассистента. Пациентов с бессонницей, например, помещали в специальные комнаты, в которых профессиональные рассказчики историй помогали им спокойно заснуть.

“Канон врачебной науки” Ибн Сины: медицинская энциклопедия мусульманского Востока.

Картинки по запросу palace

Бимаристан Нури (больница Нурредина) в Дамаске, основанный в 1154 году / Источник: commons.wikimedia.org

Исламосфера

Комментарии