Лейла Алауи – фотограф, защищавшая человеческое достоинство
15 января 2016 г. боевики из «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (запрещена в РФ – Исламосфера) устроили теракт в оживленном районе Уагадугу – столицы африканского государства Буркина-Фасо. Среди его жертв оказалась и 33-летняя фотограф Лейла Алауи, умершая от полученных ран. Она находилась в стране в рамках проекта по правам женщин, санкционированного организацией «Международная амнистия».
Фотохудожница родилась в 1982 г. в Париже. Ее отцом был марокканец, а матерью – француженка, поэтому Лейла чувствовала сопричастность к обеим культурам. В детстве и юности она регулярно слышала трагические истории мигрантов, тонущих в море в ходе попыток перебраться в Европу. Для нее это было проявлением социальной несправедливости. В 18 лет она переехала в Нью-Йорк, чтобы изучать фотографию в Городском университете. В 2008 г. она вернулась в Марокко и стала работать фотографом, сотрудничая с разными журналами и неправительственными организациями. Она решила сосредоточиться на социальных и национальных реалиях культурной самобытности и разнообразия, миграции и перемещения населения.
Как фотография может менять представление людей об исламе.
Будучи фотографом, она имела возможность посетить весь мир, и особенно сочувствовала тем, кто, в отличие от нее, не имел права пересекать границы. Ее серия 2008 г. No Pasara показывает жизнь и мечты молодых марокканцев, которые мечтали о лучшем будущем на другом берегу Средиземного моря, а проект 2016 г. Grossings передает травматический опыт мигрантов из стран Черной Африки, которые отправляются в открытое море на самодельных лодках, чтобы достичь берегов Европы.
Лейла глубоко переживала трагедию запрета на въезд людям, у которых не было иного выбора, кроме как покинуть родину. С самого начала сирийского конфликта она ездила в лагеря беженцев в Ливане, Иордании и Ираке, чтобы в своих фотографиях показать личные истории людей, скрывающихся за статистикой. Хотя временами они и кажутся мрачными, сила работ Лейлы в том, что она не показывает героев своих портретов жертвами. Она предпочитает сосредоточиться на их сильных характерах, на их решимости и гордости. Глядя на ее фотопортреты, чувствуешь не жалость, а скорее уважение и восхищение теми, кого она снимала.
Турецкий фотограф запечатлел расколотый надвое мир.
Это особенно верно в отношении ее знаменитой серии «Марокканцы», для создания которой Лейла путешествовала по Марокко, приглашая в свою мобильную студию мужчин и женщин из разных общин. Простой черный фон подчеркивает красоту лиц моделей, утонченную эстетику их одежд и богатые культурные традиции, которые они представляют.
Лейла Алауи была не просто фотографом, но и активным общественным деятелем. Она была президентом марокканской ассоциации «Бладек Блади», основная миссия которой заключалась в борьбе с расизмом в отношении мигрантов из стран Черной Африки. Она также сотрудничала с ассоциацией «Нуджум», которая оказывала поддержку детям, больным раком, а также с разными общественными и благотворительными организациями Ливана, где она жила сама.
Фотографии Лейлы Алауи публиковались в газете New York Times и журнале Vogue. Она также выполняла задания для испанского телевизионного реалити-шоу El Mago. В 2013 году она была уполномочена Датским советом по делам беженцев создать серию портретов беженцев в Ливане. В 2015 году она сняла серию “Повседневные герои Сирии”, посвященную сирийским беженцам в лагерях в Ливане, Иордании и Ираке.
Страдания и боль кашмирских мусульман в фотографиях Азан Шаха.
Памяти Лейлы Алауи была посвящена 6–я Марракешская биеннале (февраль-май 2016 г.), а также 2-я Фотобиеннале современного арабского мира в Париже (2017 г.).
Ее семья в марте 2016 года создала фонд Лейлы Алауи, чтобы сохранить ее творчество, вдохновлять и поддерживать художников, чьи работы призваны защитить человеческое достоинство.
Исламосфера