Любовь в философии Имама Газали
То, что скрывается за любовью, не является образом возлюбленного. Прежде всего, это Всевышний Аллах, который сотворил между нами узы любви, связан с нашим возлюбленным и с нами, охватывает его и нас, Тот, к Кому мы держим путь, пишет Мустафа Доган Караджошкун.
Согласно Имаму Газали, любовь возможна только на основе постижения и понимания. То есть о настоящей любви речь может идти только в том случае, когда кто-то знает, что и почему он любит, а также понимает объект своей любви во всех его измерениях и глубине. Человек не может любить то, что он не знает, он может любить только то, что знает. Поэтому для того, чтобы любить, сначала нужно узнать объект любви. Это требует труда и усилий, но результатом становится долгая и крепкая любовь.
Что привело Имама Газали в суфизм?
После того, как мы, предприняв определенные усилия, постигли объект нашей любви, большое значение приобретают наши отношения с ним, т.е. обретаемый нами опыт. В этом контексте Газали говорит, что отношения человека с окружающими может развиваться в трех направлениях. Во-первых, это то, что нравится ему и доставляет удовольствие. Второе – то, что не соответствует природе человека и не нравится ему, третье – то, что не вызывает ни удовольствия, ни отторжения. Согласно Газали, любовь и ненависть возникают в русле одного из этих направлений. Любовь появляется как реализация первой из них – она направлена к тому, что человеку нравится и вызывает удовольствие.
Хотя возникновение ненависти, противоположности любви, является результатом восприятия органами чувств, Газали говорит, что основа – это познание сердцем. По его словам, истинная любовь может возникнуть только в сердце. Т.е. знание объекта любви или получение удовольствия сами по себе не могут быть определены как истинная любовь, если они не достигают сердца. И такое состояние не может быть определено как «ашк» – «высшая любовь».
Харуние – древний памятник и место упокоения Имама аль-Газали.
Но при этом Имам Газали утверждает, что объектами любви могут быть не только такие, которые нравятся человеку или доставляют ему удовольствие. Человек может любить кого-то, кроме себя самого, только ради этого кого-то. Для этого ему не нужно восприятие пяти органов чувств. То, что скрывается за любовью, не является образом возлюбленного. Прежде всего, это Всевышний Аллах, который сотворил между нами узы любви, связан с нашим возлюбленным и с нами, охватывает его и нас, и Тот, к Кому мы держим путь. Например, таким образом мы любим нашего Пророка (САВ) и других пророков, сподвижником Посланника Аллаха (САВ), ученых, тех, кто любит Аллаха, и всех верующих. Даже если мы любим их так же, как любим Творца. Но эта наша любовь возникает не через созерцание их образа, прикосновение к ним и т.п., а через наше понимание того, что они являются любимыми рабами Аллаха.
Среди всех этих видов любви, согласно Газали, вершина любви – это любовь к Аллаху. Она включает в себя все остальные виды любви, является их источником. Аллах более всех достоин любви, потому что Он одаривает человека своими милостями, Прекрасен, т.е. в нем собраны все те качества, которые вызывают любовь в сердце.
Любовь к кошкам – признак веры в исламе.
Таким образом, для обретения истинной любви, в первую очередь, необходимо обратиться к Всевышнему Творцу, создавшему саму любовь и все объекты любви. Это единственный надежный путь, способный привести человека к счастью.
Исламосфера