Мадиха Умар – первая художница, объединившая арабскую каллиграфию с абстрактным искусством

Мадиха Умар стала первой, кто объединил арабскую каллиграфию с современным абстрактным искусством. Ее творчество считается предшественником движения хуруфия, сообщает сайт Madiha Umar.


 Мадиха Умар родилась в Алеппо в 1908 году, ее отец был черкесом, а мать – сирийкой. В молодом возрасте она переехала в Ирак, где стала первой женщиной, получившей стипендию от иракского правительства для обучения в Европе. Благодаря этой стипендии девушка закончила лондонский Колледж Марии Грей, получив специальность учителя рисования. По возвращении в Ирак Мадиха Умар становится художником, преподавателем и заведующей кафедрой живописи и искусства в Педагогическом колледже в Багдаде.

Madiha Umar

Источник: Мадиха Умар

 После замужества с дипломатом Ясином Умаром в 1942 году художница переехала в Вашингтон, где начала свои исследования арабской каллиграфии, вдохновленные книгой исламоведа Набии Эбботт. В 1959 году она получила степень магистра искусств в Школе искусств Коркорана в Вашингтоне, а также изучала художественное образование в Университете Джорджа Вашингтона. Когда она вернулась в Ирак, она преподавала в Академии изящных искусств в Багдаде и присоединилась к группе One Dimension, основанной Шакиром Хасаном аль-Саидом в 1971 году и попытавшейся объединить средневековые суфийские традиции с современным абстрактным искусством. Она также была членом Иракского общества художников.

Bonhams : Madiha Omar (Syria, 1908-2005) Untitled

Источник: Bonhams

Первая персональная выставка Мадихи Умар состоялась в 1949 году в Джорджтаунской публичной библиотеке в Вашингтоне и познакомила посетителей с серией из 22 абстрактных картин, вдохновленных арабской каллиграфией. Таким образом, ее считают предшественницей движения хуруфия в искусстве. Это эстетическое движение возникло во второй половине XX века среди мусульманских художников, которые интерпретировали традиционную исламскую каллиграфию через призму современного искусства.

Remembering Madiha Umar: Iraqi artist who pioneered calligraphy in modern Arab art

Источник: thenationalnews.com

Позже в том же году она написала эссе «Арабская каллиграфия: элемент вдохновения в абстрактном искусстве». В нем, в частности, она говорит о высоком художественном потенциале арабской каллиграфии: «Я освоила арабскую каллиграфию, которая представляет абстрактные значения. Она символична по своей сути, и ее не следует рассматривать как простые геометрические размеры и формы с точки зрения художественного дизайна. Я думаю, что такой взгляд наносит ущерб индивидуальности каждой письменности, лишает ее свободы выражения и препятствует ее использованию в качестве художественного оформления. На самом деле, каждая буква арабской каллиграфии обладает достаточной способностью и динамичным характером, чтобы создать абстрактное изображение. Более того, у них имеется та очевидная индивидуальность, которая помогает создавать совершенные формы с определенным смыслом или идеей».

Remembering Madiha Umar: Iraqi artist who pioneered calligraphy in modern Arab art

Источник: thenationalnews.com

 В период с 1950 по 1980 год Умар провела 18 персональных выставок в Вашингтоне, Мэриленде, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Ливане, Багдаде, Стамбуле и других городах. Она также участвовала в многочисленных групповых выставках в Великобритании, США и Ираке. Ее работы хранятся в коллекциях по всему миру.

Madiha UMAR (1908 – 2005) | Ibrahimi Collection

Источник: Ibrahimi Collection

Художница скончалась в Аммане в 2005 году.

Madiha Umar | Arabesques I (1985) | MutualArt

Источник: MutualArt

Исламосфера

Комментарии