Маджид Маджиди о кинообразах и наследии Пророка: наша история была ограблена
Турецкие журналисты портала GZT побеседовали с иранским режиссером Маджидом Маджиди о его снятом в 2015 году фильме «Мухаммад – Посланник Всевышнего».
Ваш вышедший в 2015 г. фильм «Мухаммад – Посланник Всевышнего» многие раскритиковали. Звучали такие заявления, что вы «потеряли свой стиль», «увлеклись Голливудом».
– Согласитесь, у каждого фильма своя форма. И в соответствии с этим необходимо создать соответствующую технику, язык. Конечно, мир моих старых фильмов – самый большой. Я хочу снимать такие фильмы, и я буду это делать. Но когда нужно было пересказать жизнь Пророка (мир ему) и возникла проблема оживления исторических сцен, нужно было покинуть простой и чистый мир моих фильмов, и создать ленту, которая была бы более универсальной и понятной всем людям. Например, как сделать сцену с птицами Абабиль языком моих старых фильмов? Или как показать Мекку, не используя этих толп и возможности масштабных постановок?
Постер вашего «Мухаммада – Посланника Всевышнего» сильно напоминает Пьету Микеланджело, изображающую Марию с телом Иисуса на коленях. Это был сознательный выбор? Это акцент на преемственности?
– Все пророки – продолжатели дела друг друга. Каждый из них приходил, чтобы завершить пророческую миссию… Они призывали к вере и поклонению Аллаху. Конечно, это не отменяет того, что каждый пророк – это индивидуальность. Но если говорить конкретно о фильме, у нас нет никаких отсылок.
Вы говорите это в визуальном смысле?
– Да. Потому что в исламском мире никогда раньше не было традиции, на которую можно было сослаться как на источник, особенно в таких искусствах, как двух- или трехмерные изображения, живопись или скульптура. Независимо от того, хотим мы этого или нет, визуальные эффекты, существующие у нас в сознании и влияющие на нас, часто происходят из западного мира… Поэтому для того, чтобы у нас были свои собственные источники, на которые можно ссылаться, нужно открывать эти пути, создавать фильмы. Конечно, мы не имели намерения провести аналогию с Иисусом. С другой стороны, одной из наших целей было приоткрыть завесу над общей миссией всех пророков.
Также я хотел бы отметить еще один момент. Во время съемок нам пришлось много путешествовать. Наш Пророк (мир ему) родился в Мекке, потом его отдали на воспитание в бедуинскую семью, кормилице Халиме. И в той деревне, и в местности близ Медины, где умерла его мать, мы не смогли найти ни одного места, отражающего историческую реальность и подходящего для съемок. Настроенный против искусства менталитет уничтожил все это. В то же самое время Запад сохранял все, связанное с такими пророками, как Иисус и Моисей, несмотря на то, что они жили задолго до нашего Пророка (мир ему), восстанавливал связанные с ними памятники. Все западное искусство, в своей сути, было религиозным. А у нас нет ни одного места, куда мы могли бы пойти, чтобы вспомнить нашего Пророка (мир ему). У него нет дома. Вы видите ситуацию вокруг Каабы.
Нет никаких исторических ссылок, ни одного места. История ислама была ограблена, определенные круги сделали все возможное, чтобы она не существовала, не использовалась.
Я могу частично согласиться с вами, особенно в том, что касается географических мест. Тем не менее, есть источники, на которые можно было бы сослаться, например, творчество турецкого музыканта Итри или персидская и османская миниатюра…
– Я просмотрел миниатюры и рисунки времен Османской империи, но они больше связаны конкретно с Малой Азией, а не охватывают весь исламский мир. Что касается музыки, то в фильме «Послание» она не является восточной и была сочинена западными композиторами. Мы же в своем фильме в сценах, где появлялся наш Пророк (мир ему), использовали уд и арабскую свирель. Это была новая музыка, а нашей целью было создать универсальный звуковой ряд. Мы хотели привести его в соответствие с формой и текстурой фильма.
“Дети солнца” Маджида Маджиди примут участие в Венецианском кинофестивале.
Ваш фильм неизбежно будут сравнивать с «Посланием» Мустафы Аккада.
– Я не могу точно дать статистику о фильме Мустафы Аккады, но думаю, что в европейском мире, среди западных людей он не породил особой реакции. Я имею в виду, там фильм не вызвал такого интереса, как в исламском мире. Я не хочу критиковать фильм, но не думаю, что интерпретация жизни Пророка (мир ему) Мустафы Аккада имела успех на Западе.
Я сейчас очень удивлен…
– Мне приходилось беседовать с людьми из других стран. Когда главный герой фильма не появляется – это не кино. Или не произносит ни одной фразы, ничего не говорит… Или режиссер опасается показывать пророческие чудеса, потому что он знает, что у него будут всевозможные проблемы. В этом плане мы не можем сказать, что это сильный фильм. Он вызвал положительную реакцию и обрел любовь только в исламском мире.
У вас может быть свое мнение… Давайте не будем затягивать, я сегодня очень устал. Отвечу еще один вопрос и все… И позвольте мне сказать, что «Послание» на самом деле фильм о насилии. Его можно воспринимать как фильм, способный навредить имиджу ислама на Западе, потому что он показывал только войны.
Позвольте возразить, в таких сценах, как обращение с рабами после войн и прощение всех врагов мусульман после завоевания Мекки, на самом деле прекрасно отражается милосердие ислама.…
– Ваш вопрос…
Хорошо, вернемся к кинематографу. По крайней мере, еще два вопроса. Во-первых, вы говорили в одном из своих интервью, что задумываетесь над проектом о Сирии. На какой он стадии? Во-вторых, мы не видим сегодня в иранском, большом и мощном, кинематографе работы, связанные с Сирией, хотя это одна из важнейших мировых проблем.
– Я продолжаю свои поиски, потому что для меня тоже очень важны дети. Во всех войнах больше всего страдают они, будущие поколения. Нам обязательно нужно что-то с этим сделать. Нам нужно было искать материал в Сирии, но ситуация снова запуталась и стала сложной. Боюсь, мы не сможем попасть туда. Но наша работа продолжается. Я подумываю снять фильм на эту тему. В Иране были сделаны некоторые документальные фильмы на сирийскую тематику, но больших фильмов не было, да.
Какое кино смотрят мусульмане?
Ваш фильм подвергся сильной критике, вы следили за этим?
– Поскольку в это время я работал в Индии над своим новым проектом, то не смог ознакомиться со всеми критическими замечаниями. В целом, как я понял, критика сосредоточилась вокруг двух пунктов. Первый – технические аспекты и ценность с точки зрения искусства. Второй – политический, когда в фильме находят какие-то подтексты и интерпретации. Но сам бы я хотел, чтобы фильм рассматривали именно как фильм и оценивали его с такой точки зрения.
Насколько я помню, вы говорили, что снимите второй и третий фильм…
– Конечно, пока мы работали над этой темой, мы имели намерение снять и другие фильмы. Но на данный момент у меня нет плана и программы на этот счет. Тема Мекки открыта для всех мусульманских кинематографистов, и мы ждем и хотим, чтобы они снимали новые фильмы.
Была ли государственная поддержка при создании фильма, или это ваш собственный проект?
– В Иране есть фонд под названием “Фонд обездоленных”. Фильм «Мухаммад – Посланник Всевышнего» был снят с его помощью.
13 проникновенных фильмов иранского кинематографа.
Исламосфера
(Интервью приводится в сокращении)