Маджлис – от собраний Посланника Аллаха до парламента
Слово маджлис происходит от арабского слова джулус («сидеть»), таким образом, оно означает «место заседания, собрания». Так как у мусульман существовала традиция проводить такие собрания, сидя в виде круга, то иногда их называют халька (круг). Начиная со времен Посланника Аллаха (мир ему) маджлисом называли уроки, которые проводились в мечетях, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.
Вместе с этим, передается, что в мечети Пророка (мир ему) практиковались маджлисы двух видов – маджлисы знания (ильм) и маджлисы поминания (зикр). Как сообщается, сам он отдавал предпочтение первым. Считается, что из таких собраний развились впоследствии медресе, а после – современные университеты.
Второе по величине собрание мусульман после хаджа проходит в Бангладеш.
Собрания именовались по имени проводившего его человека – маджлис Расуль Аллах (собрание Посланника Аллаха), маджлис Саид ибн аль-Мусайиб (собрание Саида ибн уль-Мусайиба) и т.п. Название маджлис аль-ильм (собрание знания) закрепилось за собраниями, на которых изучали хадисы. Собрания, на которых изучали Коран, именовались маджлис ас-саб. Если изучали одну из исламских наук, то это маджлис ат-тадрис. Беседы в мечетях называли маджлис аль-вааз (собрание проповеди), а собрания, где больше дискутировали о вопросах калама (догматического богословия) и философии – маджлис аль-муназара (собрания дискуссий). Аббасидские халифы особое внимание уделяли последним, некоторые из них сами участвовали в них. Во дворцах также проводили литературные, музыкальные и т.п. маджлисы.
В биографиях средневековых ученых нередко упоминается, к какой мечети и хальке они были прикреплены. Ан-Нуайми в «ад-Дирис фи тарихи аль-мадарис», говоря о Джамал аль-Аимма Ибн Манихе (ум. 1166), сообщает, что в мечети у него имелась большая халька, на которой он давал уроки по Корану, фикху и нахву (арабской грамматике).
Маджлисами именовались миссионерские собрания, которые проводили исмаилитские даи (эмиссары) с целью призыва, где обсуждались вопросы вероучения этого течения. Сборники такого рода проповедей также именовались «маджлис».
В сборниках можно найти множество хадисов, в которых говорится о культуре проведения маджлисов. Человеку предписывалось являться на них, надушившись благовониями, в опрятной одежде; приветствовать собравшихся; садиться на свободное место, не стараясь пробраться вперед, доставляя неудобство другим; говорить тихо; избегать дурных слов; если на собрании речь шла о каких-то тайнах, не разглашать их и т.п. Также полагалось вставать при появлении на собрании ученых, занимающих высокое положение или пожилых людей, расширять круг, давая им место.
Термины суфийской мысли: сухба/сохбет.
В Коране (аш-Шура, 42/38) говорится, что совещаться между собой – это отличительная черта верующих. Посланник Аллаха (мир ему) по важным вопросам мусульманской общины, таким как война, советовался со своими сподвижниками. Такой традиции следовали и праведные халифы. Это послужило основой для создания самого разного рода институтов, являющихся аналогом министерств и советов. Например, государственные совещательные собрания именовались маджлис аш-шура (собрание совета). В государстве Айюбидов совет, который контролировал деятельность казначейства (диван аль-мал), именовался маджлис асхаб ад-дававин (собрание членов диванов). У сельджуков собрания, на которых султаны принимали государственных деятелей, послов и особых гостей, назывались маджлис-и хасс (особые собрания). Решения о войне или мире у мамлюков выносились на собраниях, которые именовались маджлис аль-джайш.
В арабском языке ночные собрания, на которых люди общались или рассказывали какие-то истории, именовались самар, а их участники – самир. Это слово упоминается и в Коране (аль-Муминун, 23/67). Посланник Аллаха (мир ему) время от времени участвовал в таких собраниях, рассказывал поучительные предания о народах прошлого. В более поздние времена традиция устраивать ночные собрания, на которых рассказывали о жизни Посланника Аллаха (мир ему), его военных походах, а также поучительные истории, была усвоена и халифами. На таких маджлисах сельджукских султанов читали сиясатнаме – произведения, посвященные управлению государством, а также исторические труды.
Слово «маджлис» в письмах, адресованных государственным деятелям, таким как халифы, султаны, эмиры, визири, судьи, а также ученым, употреблялось как выражение особого почтения к ним. Эта тема подробно рассматривалась в трудах, посвященных искусству составления писем – инша. В качестве высшей степени этого эпитета приводилось словосочетание маджлис-и али (высочайший маджлис), далее следовали маджлис ас-сами (небесный маджлис), маджлис аль-кабир (великий маджлис) , маджлис ар-рафи (высокий маджлис), маджлис аль-амр (маджлис повеления), маджлис аль-кади (собрание-судьи), маджлис ас-садр (лучшее из собраний), маджлис аш-шайх (собрание шейха). Также в трудах по инша сообщалось, в отношении кого следует использовать тот или иной из этих эпитетов, и приводились допустимые в письмах формы молитв за них.
Хадарут уль-джума – зикр, уже более ста лет не смолкающий в Сенегале.
Начиная с середины XVIII в. слово «маджлис» в исламских странах, в первую очередь, в Османской империи, стало употребляться для обозначения национальных собраний, подобных парламенту, разных по своей структуре и функциям. В Османской империи это был Меджлис-и Меб’усан, Миллет Меджлиси, сейчас – Бюйюк Миллет меджлиси (Великое национальное собрание), в Иране – Маджлис-е Шура-йе Милли; в арабских странах – Маджлис шура ан-нувваб, Маджлис ан-нувваб, Маджлис аль-умма, Маджлис аш-ша’б, Маджлис аль-ватани. Сенат назывался Маджлис аль-айан «Собрание избранных» (Османская империя, Ирак, Иордания), Маджлис аш-шуйух «Собрание шейхов» (Египет, Судан), Меджлис-и Сина, а обе палаты вместе именовались Меджлис-и Умуми (Османская империя) и Маджлис аль-умма (Ирак, Иордания).
Исламосфера
Неби Бозкурт – профессор, специалист по хадисам и истории ислама.