«Манакиб аль-арифин» – жизнеописания святых ордена мевлеви

«Манакиб аль-арифин» представляет собой важный источник по истории тариката мевлеви и Малой Азии XIV века.


Об авторе «Манакиб аль-арифин» Ахмаде Афляки известно крайне мало. В источниках не приводится никаких сведений ни о нем самом, ни о полном его имени, ни о дате и месте рождения. Кое-что можно узнать из оговорок, встречающихся в его книге. На основе их можно утверждать, что отец Ахмада Афляки умер в столице Золотой Орды Сарае, оставив ему обширное наследство и богатую библиотеку. Таким образом, он происходил из интеллигентной семьи. Поскольку он видел сына Мевляны Султана Валада (ум. 1312) и умер в 1360 году, то можно предположить, что он родился между 1286-1291 годами.

Афляки приехал в Конью, один из культурных центров того периода, вероятно, после завершения образования на родине. Скорее всего, занимался астрономией, и этим обусловлено его прозвище «Афляки», которое переводится как «небесный».

Он стал учеником внука Мевляны Улу Арифа Челеби, возглавившего тарикат, сопровождая его в путешествиях по Анатолии и в Азербайджан. Шейх и поручил ему собрать жизнеописания святых ордена мевлеви.

Манакибнаме: жизнеописания святых и их чудеса.

Страница из «Манакиб аль-арифин» Ахмада Афляки / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Ахмад Афляки, фактически, написал эту книгу дважды. Первую редакцию своей работы, начатой в 1318 г. он завершил в течение года и назвал ее «Манакиб аль-арифин ва маратиб аль-кашифин». В дальнейшем он собрал новые материалы, и, на основе упомянутого труда составил новый, который назвал «Манакиб аль-арифин». Книга была завершена им в 1353 году. Она написана на персидском языке и состоит из «Введения» и десяти глав.

Рассмотрение истории тариката автор начинает издалека. Первая глава приводит жизнеописание отца Мевляны Бахауддина Валада (ум. 1231), который был выдающимся ученым и возглавлял медресе в Конье. Следующие главы посвящены наставникам Джалаладдина Руми, таким как Сайид Бурхануддин Тирмизи (ус. 1241), Шамс Табризи, а после и ему самому. Далее приводятся жизнеописания учеников великого святого – его первого халифа (наместника) Салахаддина Зеркуба (ум. 1258); Султана Валада, сына Мевляны, считающегося основателем тариката мевлеви; Хусамеддина Челеби (ум. 1284), мюрида и халифа Мевляны, по просьбе которого тот начал составлять «Маснави»; Улу Арифа Челеби (ум. 1320); Шамсуддина Эмира Абида, сына Султана Валада, возглавившего братство после смерти Улу Арифа Челеби. Десятая глава посвящена детям Мевляны и его учеников, а также генеалогии тариката.

“Сорок хадисов” – жанр исламской литературы.

«Манакиб аль-арифин» Ахмада Афляки / Источник: Konyapedia

Хотя большая часть его представляет собой компиляцию, в «Маникиб аль-арифин» приводятся важные сведения о Мевляне и его окружении, а также об историческом, религиозном, социальном и экономическом положении Анатолии в то время. Кроме того, в произведении содержатся весьма интересные записи об истории архитектуры, ковроткачества и музыкального искусства региона. Помимо информации, почерпнутой из других источников, в книгу вошли сведения, полученные автором из первых рук, и его личные наблюдения. Работа также имеет особое значение с точки зрения отражения суфийского этикета (адаб) и церемоний того периода.

Начиная с XV века книга несколько раз переводилась на турецкий язык. Французский востоковед Клемен Юар осуществил ее перевод на французский язык, и она была издана в Париже в 1918-1922 годах под названием «Les saints des derviches tourneurs» («Святые вращающихся дервишей»). Кроме того, британский лексикограф Джеймс Уильям Редхаус перевел некоторые части из «Манакиб аль-арифин» на английский язык и издал их в Лондоне в 1881 году вместе с переводом «Маснави».

Тазкире – биографические словари в персидской и турецкой литературе.

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии