Масхарабозлик – искусство смеха

Масхарабозлик – это вид традиционного узбекского жанра зрелищного искусства, существовавший в средневековье и недавнем прошлом, напоминающий скоморошничество или клоунаду.


Вероятно, этот вид зрелищного искусства существовал еще с древних времен. Сохранились имена таких актеров этого жанра, как Буки Масхара при дворе Газневидов (конец X – начало XI века) и Гийос Масхара времен Алишера Навои. Исполнители этого жанра использовали специальные костюмы и аксессуары, раскрашивали лица, иногда натягивали на лица маски, надевали на головы забавные шляпы, тюрбаны. В XVIII-XIX веке в Хорезме и Бухаре их стали именовать «масхарабоз», а само искусство – «масхаробозлик», а в Ферганской долине – «кызыкчилик». Основу репертуара масхарабозов составляли явления природы, события повседневной жизни, обыгрываемые в забавной форме, пародии, сатирические комедии, смешные рассказы, анекдоты, латифы (небольшой остроумный рассказ или анекдот). Выступления этого жанра именовали масхара. Среди них выделяются комедии под названием «танкид», в которых выступают 3-4, а иногда и больше актеров в специальных костюмах, с разрисованными лицами или в масках. Такие комедии имеют определенную фабулу, кульминацию и развязку, типичные для драматургии и театра. В них в сатирическом виде показываются пороки и недостойное поведение людей, и представлены такие типы, как ростовщик, безжалостный богач, мошенники, воры. Сатиры не избегали и священнослужители, такие как домла (наставник, учитель), шайхулислам, мударрис (учитель в медресе), и разные должностные лица, такие как раис (глава), судья, мираббоши (лица, отвечающие за распределение воды), старейшина рынка. В масхаре высмеивались разные черты характера, такие как лень, хвастовство, любовь к сплетням и т.п. Подобные представления были в определенной степени и импровизацией. В зависимости от того, как зрители встречали их, актеры меняли характер персонажей, сюжет, могли добавлять или сокращать диалоги и детали. Среди выразительных средств, используемых ими, были музыка, пение, пантомима. Актеры могли точно описать характер и внутренние переживания героев с помощью жестов и телодвижений, не используя слова.

Дорбозлик – узбекское искусство хождения по канату.

Источник: Ўзбекистоннинг номоддий маданий мероси рўйхати

В разных регионах сложились свои традиции масхары. Например, в Бухаре это искусство по-разному развивалось в городской и сельской местности. Если в деревнях были распространены небольшие и бытовые спектакли, то в городе – масштабные комедии. Бухарские масхарабозы проводили свои выступления на узбекском и таджикском языках в зависимости от обстоятельств. А в выступлениях их хорезмских коллег помимо диалогов, большое место занимали наигрыши, песни, танцы, пантомимы. Выступления в бухарском театре масхара обычно заканчиваются избиением комического или отрицательного персонажа, а в хорезмском – игрой. В Хорезме широко используются маски из козьей или овечьей шкуры, закрывающие все лицо, особые костюмы и головные уборы. Кроме того, известные масхарабозы Хорезма иногда выступали на казахском, каракалпакском, туркменском и даже азербайджанском языках. Сохранились имена таких актеров этого жанра, как Оташ, Новзалим Баба (Хорезм), Зариф Мискар, Тола Масхара (Бухара).

Аския – узбекское искусство острословия.

Масхарабоз Акрам Юсупов / Источник: humus.livejournal.com

В определенной степени традиции и средства масхарабозлика были усвоены современным узбекским театром. В 80-90-х годах XX века спектакли в духе этого жанра были одним из направлений театрального искусства страны. Например, это «Бунт невест» (С.Ахмад) Узбекского национального академического драматического театра, «Чимилдик» (Э.Хушвактов), «Дело Майсары» (Хамза) Драматического театра имени А.Хидоятова, «Путешествие в Ташкент» Ферганского областного театра имени Юсуфжана Хевана Шакаржонова и другие.

Халфачилик – хорезмское искусство только для женщин.

Исламосфера


Источник

Узбекская онлайн-энциклопедия Qomus

Комментарии