Матбах-и шериф – кухня в обителях мевлеви

Кухня в текке (обителях) тариката мевлеви была не просто местом, где готовили еду. Она символизировала одну из ступеней духовного развития, которую проходили дервиши, пишет Шейх Галиб.


Так как она занимала особое место в традициях разных тарикатов, кухни в текке (обителях) именовали матбах-и шериф, что в переводе с арабского языка означает «почетная, высокочтимая кухня». В частности, такое название применялось по отношению к кухням у дервишей мевлеви.

Культура кухни текке.

Матбах-и шериф в текке этого братства была местом, где начиналось воспитание суфиев. В аситане, т.е. главной обители, тариката мевлеви в Конье, было два главных помещения: кухня, где готовили еду, и семахане, место, где проводились обряды поминания (зикр) и радения (сема). Вход в кухню располагался прямо в середине текке. К нему вел широкий коридор, проходящий по всему зданию. Справа от этого коридора находилось большое помещение, образовывающее правое крыло текке. А слева находилась сама кухня.

Музей Мевляны — Википедия

Аситане в Конье / Источник: ru.wikipedia.org

Главное место на кухне отводилось очагу, такому большому, чтобы в него могли помещаться самые вместительные казаны. Очаг имел свое название – Атешбаз-и Вели очагы «очаг святого Атешбаза». Дано оно было в честь Юсуфа ибн Изз ад-дина, личного повара Мевляны, получившего прозвище Атешбаз, которое переводится с персидского языка как «играющий с огнем» в связи со следующей историей. Однажды на кухне закончились дрова, Юсуф пошел к Мевляне и сообщил ему об этом. Святой велел ему положить в очаг свои ноги. Когда Юсуф сделал так, то на его пальцах вспыхнул огонь, на котором он и приготовил еду.

Шеб-и Арус в Конье: празднование смерти как воссоединения с Творцом.

Матбах-и шериф была одним из главных мест в текке братства мевлеви. Те, кто хотел вступить в этот тарикат, в первую очередь, попадали на кухню, где должны были служить определенное время. Это была первая ступень для них. Такие люди обращались к казанджи-деде – старшему работнику кухни, помощнику сертаббаха (главного повара). Казанджи-деде говорил им: «Быть дервишем трудно, негоже останавливаться на половине пути. Быть дервишем – это носить одежды из огня, есть лябляби (блюдо из жаренного нута) из железа. Это голодать, терпеть побои и несправедливые обвинения. Это умереть раньше смерти. Если сможешь вытерпеть это, проходи». Если человек настаивал, то получал разрешение у шейха и начинал свое служение. Таким образом, можно сказать, что на кухне готовилась не пища, а дервиши.

Konya, Turkey - why is it worth a visit - Blonde meets the Locals

Источник: blondemeetsthelocals.com

В воскресенье в текке мевлеви варили плов из мяса, риса, нута, кориандра и фисташек, который называли локма (lokma) «кусок [пищи]». Его приготовление сопровождалось рядом ритуалов, и для него имелся отдельный котел, который начищали так, что он блестел как серебряный, а хранили его в специальном шкафу, завернутым в ткани. Плов варили только в этом казане и в отдельном очаге, который также называли «очагом святого Атешбаза». Казанджи-деде лично наблюдал за процессом приготовления такого плова, сидя на специальном месте, которое называлось Атешбаз Вели посту («место святого Атешбаза»). Он распределял среди работников кухни все действия по приготовлению блюда, которые должны были выполняться в строгой последовательности – одни грели воду, другие подготавливали мясо, кто-то солил.

Исламосфера

Комментарии