Материалы и приспособления для каллиграфии. Часть 2

Для создания каллиграфических шедевров помимо мастерства художника необходимо большое количество инструментов. Профессор Угур Дерман продолжает знакомить нас с ними.


Бумага

Раньше бумага, в отличие от современной, не была сразу же пригодной для письма после своего изготовления. Прежде, чем писать на ней, эту сырую бумагу красили в нужный цвет, потом покрывали ахаром, а в конце, для закрепления ахара и устранения шероховатостей, проглаживали.

Для окраски бумаги использовали, главным образом, растительные красители, замачивая бумагу в их отваре. Чай давал кремовый цвет, деленая скорлупа ореха или кожура граната – светло-коричневый, семена крушины – желтый, кожура лука – красно-коричневый. Обычно предпочтение отдавали кремовому цвету. После наступал черед покрыть бумагу ахаром – специальным составом из смеси квасцов с яичным белком. Его наносили в 1-2 слоя с помощью губки. Если бумагу, покрытую ахаром, не прогладить (или, как говорили, в прошлом, не «запечатать») в течение недели и сделать это позже, то она начнет покрываться трещинами, и все описанные выше труды окажутся напрасными.

Для проглаживания бумаги ее укладывали в один слой на специальную доску – предпочтение отдавали липовой, так как это дерево не имеет прожилок. Доска должна быть ровной, слегка изогнутой к центру и не иметь швов. Чтобы обеспечить плавное скольжение, бумагу сначала проглаживали тряпкой, натертой сухим мылом. Потом бумагу проглаживали приспособлением, наподобие скалки, изготавливаемым из кремня.

Скалка для проглаживания бумаги / Источник: fikriyat.com

После этого бумага становилась блестящей. Листы укладывали друг на друга и помещали под пресс. Так она должна была пролежать год. Только после всех этих манипуляций бумага была готова для письма.

Чернила

Используемые для каллиграфии черные чернила получали из сажи таких веществ, как льняное масло, воск, скипидар, керосин. Сажа, получаемая при сжигании дерева или оливкового масла, не подходит для чернил, так как очень жирная. В целом, до наших дней дошло много разных рецептов изготовления сажевых чернил. Методы приготовления этих чернил со временем менялось, и, наконец, была найдена , наиболее совершенная формула – сажа, расплавленная смола и вода.

Каллиграфические надписи оставляли сушиться естественным образом. А для промокания чернил на официальных бумагах использовался специальный мелкий песок.

Писчий набор: футляр – кубур, прилагающаяся к нему емкость для мелкого песка (рих/рик), сам песок розового цвета и шелк-сырец (лика) / Источник: fikriyat.com

Чернила из сажи, которые грамотные люди раньше всегда носили с собой, в чем-то превосходят даже современные чернила, ведь они никогда не выцветают со временем. Единственное: их нельзя использовать для современных ручек, даже перьевых, но они идеально подходят для калямов. Надписи, сделанные сажевыми чернилами на покрытой ахаром бумаге, можно исправлять и даже стирать.

Помимо черных, в каллиграфии в прошлом использовали самые разные цвета. Самыми распространенными были желтый, красный, белый и золотой.

Листовое золото, используемое для изготовления золотых чернил, и инструменты для работы с ним / Источник: fikriyat.com

Чернильницы

Чернильница была важным элементом исламской культуры в те времена, когда использовались тростниковые перья и сажевые чернила. Она могла входить в состав набора для письма, находиться в специальных выдвижных ящиках или быть встроенной в футляр для каляма – дивит или кубур.

Дивит с чернильницей / Источник: fikriyat.com

Чернила не наливали сразу – сначала на дно чернильницы укладывали немного шелка-сырца. Шелк впитывал чернила, и при легком нажатии на него калямом на пере оказывалось необходимое количество чернил.

Набор для письма султана Мехмеда (1909-1918) / Источник: fikriyat.com

Мыстар

Для того, чтобы строчки были прямыми и ровными, использовалось такое простое приспособление, как разлинованный картонный шаблон, именуемый мыстар.

Мыстары – первый предназначен для начала главы, а второй – для страницы мусхафа / Источник: fikriyat.com

Начало и конец линий на нем прокалывался иглой. Работали с мыстаром следующим образом. Сверху шаблона помещали покрытый ахаром лист, потом вымытыми и обезжиренными пальцами проводили по нему – на странице оставались следы линий, по которым и писали текст.

Подставка

В прежние времена каллиграфы не работали, сидя на стуле за столом. Они садились на землю на подушку или ковер, сгибали правую ногу и писали на колене.

Каллиграф Неджмеддин Окйай (1883-1973) за работой / Источник: fikriyat.com

Чтобы взгляд всегда был перпендикулярен рабочей поверхности, а бумага удерживалась на колене правильно, использовали подставку, именуемую зыр-и мешк. Она имела размеры примерно 20 х 25 и изготавливалась из грубой бумаги. Отсутствие твердой поверхности позволяло свободно перемещать руку.

Зыр-и мешк каллиграфа Сами Эфенди (1838-1912) / Источник: fikriyat.com

Ножницы для бумаги

Для разрезания бумаги обычно использовали ножницы с длинными лезвиями. На некоторых из таких ножниц можно увидеть имя владельца, вырезанное на ручке.

Ножницы для бумаги / Источник: fikriyat.com

Но чаще на них можно было увидеть надпись «Йа Фаттах» – «О Открывающий (одно из имен Аллаха)».

Для создания совершенных работ в каллиграфии необходимо, чтобы и все эти материалы и приспособления тоже были совершенными.

Исламосфера

Комментарии