Мавлид как жанр арабской литературы

В целом, мавлидом называют произведения, восхваляющие Посланника Аллаха (мир ему), но в арабской литературе так же называют труды, в которых приводится его жизнеописание, включая описание внешности, добродетелей, его чудес и военных походов.


Первым произведением в жанре мавлид на арабском языке считается «Ат-Танвир фи маулид ас-сирадж аль-мунир», написанное в прозе Ибн Дихьей аль-Кальби и содержащее восхваления Пророка (мир ему). Оно предназначалось для прочтения на праздниках Мавлида, организованных атабеком Эрбиля Музаффар ад-дином Кёкбёри в 1207 г. Хотя мавлиды создавались и раньше, уже с VIII в., утверждается, что до этого это был жанр литературы, описывающий историю и жизнеописание Пророка (мир ему).

Впоследствии было составлено множество мавлидов. Они посвящались не только Посланнику Аллаха (мир ему), но и Али, Фатиме, Хасану, Хусейну (да будет доволен ими Аллах), шиитским имамам и шейхам тарикатов.

Среди произведений, послуживших образцом для авторов мавлидов, в первую очередь, следует отметить «Касыда аль-бурда» Кааба ибн Зухайра, многочисленные подражания ей, а также стихи сахабов Хасана ибн Сабита, Абдуллаха ибн Равахи и других. Кроме того, источниками для них служили книги жизнеописания Посланника Аллаха (мир ему), такие как «Сира» Ибн Исхака и «ас-Сират ан-набавийа» Ибн Хишама. В целом «Касыда аль-бурда» Кааба ибн Зухайра была самым распространенным произведением этого жанра на арабском языке, которое издавна читали на празднествах в честь дня рождения Пророка (мир ему). За ней следовали «Касыда аль-бурда» аль-Бусири, а также касыды «Аль-Хамзиййа» и «Аль-Мудариййа».

“Касыда аль-Бурда” Каба ибн Зухайра: от оскорбления Пророка к обретению веры и прощения.

«Мавлид ан-наби» Ибн Хаджара аль-Хайтами / Источник: Библиотека Сулеймание

Арабские мавлиды похожи друг на друга по форме и содержанию. В своем большинстве они частично написаны прозой, а частично – стихами. Повторяющиеся строки, содержащие приветствие (салават) Пророку (мир ему), связывают прозаические и поэтические части между собой. Вместе с этим встречаются и произведения, написанные только в прозе или только в стихах. Завершаются работы этого жанра поминанием и молитвами.

Темой арабских мавлидов является создание света Пророка (мир ему), его передача ему от других пророков, беременность его матери, смерть отца, чудесные события, происходившие во время, до и после его рождения, обретение им кормилицы в лице Халимы, необычайные события, свидетелем которых она стала, качества Пророка (мир ему), описание его внешности, его добродетели, чудеса, события Исры и Мираджа, походы, брак, дети и смерть. Однако в большинстве этих произведений, особенно написанных суфиями, описания нередко носят преувеличенный характер, а также основываются на легендах и слабых хадисах.

Пять поэтов эпохи мамлюков.

«Мавлид аш-шариф» Хафиза Али / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В эпоху Фатимидов и Абдальвадидов, берберской династии Зенета в Северной Африке, возникла традиция составления и чтения мавлидов в честь дня рождения правителей. К особому типу можно отнести хвалебные стихи, сочиняемые придворными поэтами и исполняемые ими на торжествах, проводимых начиная с XI века во дворцах халифов по случаю годовщины рождения Пророка (мир ему) в Магрибе и Андалусии. В отличие от других мавлидов в последней части они содержали восхваления правителя, во дворце которого отмечался Мавлид, его наследника, семьи, а завершались они молитвами о них.

Сегодня самым популярным арабским мавлидом в арабском мире, Индии, исламских странах Юго-Восточной Азии и во всех исламских странах Африки, является «Мавлид ан-наби», написанный муфтием Медины Джафаром ибн Хасаном аль-Барзанджи и переведенный на разные языки. В странах Восточной Африки популярен «аль-Мавлид аш-шариф» Абдуррахмана ибн ад-Дайбы аз-Забиди.

“Сорок хадисов” – жанр исламской литературы.

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии