Мавританское возрождение – «исламская» архитектура европейской фантазии

Стиль мавританское возрождение или неомавритан был довольно популярен в Европе и Америке во второй половине XIX и первой половине XX века.
Романтизм, идейное и художественное направление в европейской и американской культуре XVIII-XIX веков, породил на Западе ориентализм – мечту о фантастическом Востоке, полном приключений и экзотических удовольствий. На этой волне европейские художники и писатели отправлялись в путешествия в исламские страны, такие как Египет, Сирия, Турция, Ливан, Алжир, Марокко. И хотя действительность редко соответствовала их мечтам, реальный Восток в итоге повлиял на западное искусство не меньше, чем Восток воображаемый. Наряду с литературой и живописью, ориентализм оказал влияние и на архитектуру, породив стиль, получивший название мавританское возрождение или неомавритан.

Альгамбра / Источник: Wikimedia Commons
Он черпал вдохновение в мавританской архитектуре и стиле мудехар, созданном в Испании и соединяющим исламские и европейские архитектурные элементы, а также в мамлюкской архитектуре Египта и Сирии. Неомавритан заимствовал мотивы, связанные с исламским зодчеством и эстетикой, включая большие купола, подковообразные арки и сводчатые прямоугольные фасады. Этот дизайн стал умеренно популярным во второй половине XIX и первой половине XX века. В таком стиле создавали театры, особняки, синагоги и даже масонские храмы. Например, это Одесская государственная филармония, Грузинский театр оперы и балета, множество американских театров.

Одесская государственная филармония / Источник: Wikipedia
В США сборник новелл, эссе и путевых заметок Вашингтона Ирвинга «Альгамбра» (1832) впервые привлек внимание читателей к мавританской Андалусии, породив соответствующую моду. Под влиянием этого в Америке был создан целый ряд выдающихся зданий в стиле мавританского возрождения, такие как Олана, дом в персидском стиле художника Фредерика Эдвина Чёрча с видом на реку Гудзон, вилла Зорайда, построенная в 1883 году эксцентричным бостонским миллионером Франклином В. Смитом в качестве своего зимнего дома. Такие особняки не просто имитировали восточную эстетику, но и содержали оригинальные работы исламских мастеров. Например, в Олане имеется несколько каминов, украшенных изразцами работы персидского керамиста Али Мохаммеда Исфахани. А вилла Зорайда украшена рельефами из алебастра и гипса, которые являются копиями стен Альгамбры. Над главным входом здания арабской вязью начертана фраза «Нет победителя, кроме Аллаха». Коллекция, собранная хозяином виллы, также включает латунные светильники ручной работы из Дамаска и других стран Ближнего Востока, восточные ковры, скульптуры, резную мебель, декоративную плитку.

Олана / Источник: Mogulesque

Крупный план балкона дома Оланы. Геометрические узоры и остроконечные арки заимствованы из исламского архитектурного дизайна / Источник: Mogulesque
В Боснии и Герцеговине стиль мавританского возрождения стал частью официальной политики властей. Оккупировав страну в 1878 году и имея дело с многонациональной структурой населения, Австро-Венгерская империя столкнулась с задачей создать архитектуру, которая, с одной стороны, отражала бы боснийскую идентичность, а с другой – избегала бы ассоциации с Османской империей или с растущим панславянским движением. Выбор пал на мавританское возрождение – «исламскую» архитектуру, порожденную европейской фантазией. Замечательными примерами зданий в таком стиле служат Национальная и университетская библиотека Боснии и Герцеговины, Мостарская гимназия, Сараевская синагога и другие.

Вилла Зорайда / Источник: Wikipedia

Виечница, или Сараевская ратуша, построенная в стиле мавританского возрождения / Источник: Wikipedia
Исламосфера