Махйа: собрания поминания Посланника Аллаха (мир ему)

Собрания, на которых возносили приветствия и благословения Посланнику Аллаха (мир ему), а также собрания поминания в целом, именовались махйа. Начало этой традиции положили суфии тариката бадавия, сообщает İslam Ansiklopedisi.


Арабское слово «махйа» является однокоренным со словом «хайат» («жить; быть живым»). Вероятно, эти собрания получили подобное название из-за того, что проводились после вечернего (магриб) намаза, в темное время суток, а собравшиеся, таким образом, «оживляли» ночи поминанием. Марокканский факих Ибн Хадж аль-Абдари (ум. 1336) пишет о ночных празднествах в мечети в 15-й день месяца Шабан, когда в мечетях на веревках между колонн развешивали лампы, освещавшие помещение. Он сообщает, что такие мероприятия именовались «ляйлят аль-махйа» («Ночи оживления»). Ибн Баттута писал, что так называли 27-ю ночь месяца Раджаб, когда в Наджафе в мечети Имама Али совершали поминание и читали Коран.

Как возникло искусство махьи?

Человеком, который первым стал проводить «махйа» как собрания, на которых поминали Посланника Аллаха (мир ему), был Нур ад-дин аш-Шуни (ум. 1537). Он родился в Египте в деревне Шун возле Танты. Как сообщается, с детства, ещё когда он был пастухом, онлюбил возносить приветствия и благословения Посланнику Аллаха (мир ему). Когда он ухаживал за ягнятами, то призывал их: «Поминайте Пророка (мир ему) вместе со мной». Став шейхом тариката бадавия в дергяхе (суфийской обители) Ахмада Бадави в Танте, он стал проводить собрания махйи, которые начинались в четверг после ночного (иша) намаза и продолжались до предвечернего (аср) или вечернего (магриб) намаза пятницы. Через 20 лет, когда он перебрался в Каир, то установил такую практику и в мечети аль-Азхар. Его собрания получили широкую популярность, в ночь махйи в мечеть приходило множество людей.

Imam Ali shrine in Najaf, Iraq | zaid_alwttar | Flickr

Мечеть Имама Али в Наджафе / Источник: Flickr

Впоследствии еще при жизни Нур ад-дина аш-Шуни традиция махйи распространилась на другие города Египта, а затем и Сирии, Хиджаза и Северной Африки. На таких собраниях, длившихся почти сутки, произносили 20 000 салаватов Посланнику Аллаха (мир ему). Также из-за них в последние 10 дней месяца Рамадан некоторые особо увлекающиеся верующие практически не спали. После смерти аш-Шуни была учреждена специальная должность «шейха махйи» (шейх аль-махйа), который проводил подобные собрания. Как сообщает арабский ученый Мухаммад Амин Мухибби, она еще существовала, по крайней мере, в 1647 г. В более поздних источниках упоминания о ней уже нет. Позже название «махйа» закрепилось за собраниями поминания в целом.

У бесте Салахи Деде есть своя тайна.

В Дамаске с махйей познакомились благодаря Абд аль-Кадиру ибн Сувару аль-Атики, который посетил Египет по торговым делам. Он первым стал проводить эти собрания в мечети Бузури. С ростом их популярности они стали проходить уже два раза в неделю – в ночи понедельника в мечети Омейядов, а в ночи пятницы – в мечети Бузури. Как и в Каире, в Дамаске была учреждена должность шейха махйи. Она стала наследственной, и вплоть до XIX в. ее занимали представители семьи Ибн Сувара. Как сообщает Мухибби, в восточной части мечети Омейядов место проведения подобных собраний поминания так и именовалось – «машхад аль-махйа».

Исламосфера


Неби Бозкурт (1950-2017) – профессор, занимался хадисами и историей ислама, специализировался на темах социальной жизни, культуры, музыки и фольклора. Долгие годы работал в Институте Мармара в Стамбуле, а также занимался правоведческой деятельностью в мечетях Мода в Кадыкёй, Фенербахче и Бейкоз в Стамбуле. Является автором ряда книг и учебников.

Комментарии