Махмуд Шабистари – один из самых знаменитых персидских суфиев и поэтов XIV века

Хотя Махмуд Шабистари считается одним из самых известных суфийских поэтов XIV сведений о его жизни известно мало, сообщает портал İslam düşünce Atlası.
Известно, что Махмуд Шабистари родился в городе Шабистар в Тебризе в 1288 году, а умер там же в 1320 году в возрасте тридцати трех лет. В своих трудах он упоминает свое собственное имя Саад ад-дин Махмуд и имя отца Карим. Поэт получил образование в Тебризе, одном из крупных культурных центров того периода, а также посещал такие города и регионы исламского мира, как Багдад, Дамаск, Йемен, Хиджаз, Египет, Андалусия и Кавказ, учась у разных ученых и суфиев.
Самым известным произведением Шабистари является «Цветник тайны» («Гульшан-и Раз»). Этот труд он написал как ответы на вопросы Амира Хусейна Садат-и Харави, одного из суфиев Хорасана, по просьбе его шейха Баха ад-дина Якуба. В нем он объясняет, что представляет собой суфизм, рассматривая такие суфийские концепции, как существование, несуществование, творение, степени в суфизме, единство существования, утверждённые воплощенности (айан-и сабит), тождество (айниййая) и инаковость (гайриййая), возможность (имкан), предопределение, субстанция и акциденции, совершенный человек и т.д. Он также отвечает на такие вопросы, как «Что такое размышление (тафаккур)?», «Какая мысль способна привести нас к Аллаху?», «Почему эта мысль иногда является послушанием, а иногда – непослушанием Ему?». Во многом автор основывается на Ибн Араби, оказавшего на него большое влияние.
Цветовая символика в исламской и персидской литературе.

Страница из рукописи «Гюльшан-и Раз» / Источник: Jafar Tabrizi/Wikipedia
Шабистари, чьё отношение к философии в целом было негативным, разделяет мнение Газали в оценке перипатетических философов, особенно Ибн Сины. Он критикует ишракитов, которые являются последователями Платона, и перипатетиков, последователей Аристотеля. Мыслитель восхищается взглядами Аристотеля на логику, но критикует его взгляды на теологию. Он также критикует Ибн Сину и исмаилитского философа и поэта Насира Хосрова.
В поэзии Махмуд Шабистари следовал пути экстаза и любви Абу Саида Абу-ль-Хайра, Аттара и Руми. Он считается одним из тех поэтов, которые, находясь под влиянием Ибн Араби, включили его идеи в персидскую поэзию. Такое влияние отчетливо прослеживается в его произведении «Саадатнаме».
Как и многие другие суфии до него, Шабистари придерживался такого мнения, что «существование едино по своей сути, а множественность (касрат) относительна». По его мнению, человек представляет собой одно из проявлений (таайун) Абсолютного Существующего и в то же время находится в особом положении субъекта познающего бытие. Шабистари не рассматривает идею единства существования только на теоретическом уровне, но оценивает ее и как эмпирический принцип.
Аттар и суфизм: путь исчезновения и бессмертия.

Рукопись Мухаммада ибн Яхьи ибн Али аль-Гилани, комментарий на «Гюльшан-и Раз» Махмуда Шабистари / Источник: Christies.com
Основной предмет суфизма для Шабистари и конечная цель его мысли – достижение истинного знания (марифа) и обретение истины. Поэтому сначала рассматривается возможность возвращения к «началу существования» (мабда) и то, каким будет путь. Для этого духовного путешествия нужно, с одной стороны, задуматься об определенном методе, а с другой стороны, пройти определенные этапы и пункты назначения, занимаясь очищением своей души (нафс).
Как и другие суфийские мыслители, Шабистари принимает «проявление любви» как причину сотворения вселенной и говорит, что если бы не любовь, ничто не возникло бы.
«Цветник тайны», став одним из классических суфийских текстов, был переведен на такие языки, как английский, немецкий, турецкий, русский, урду. Перу Шабистари принадлежат и другие работы, такие как «Саадатнаме», «Хакк аль-йакин фи марифати Рабб аль-алямин», «Тарджума-и минхадж аль-абидин», «Мират аль-мухаккикин» и «Маратиб аль-арифин».

Мавзолей шейха Махмуда Шабистари в городе Шабестар / Источник: aydin tabrizi/Wikipedia
Исламосфера