Меч и вера: использование талисманов в исламском оружии и доспехах

В исламском мире широко практиковалось нанесение на оружие и доспехи словесных и визуальных мотивов, связанных с Аллахом, Пророком Мухаммадом (мир ему) и другими почитаемыми личностями, а также аятов из Корана. Это было призвано наделить владельца силой, защитить его от опасности, зла, всякого рода вреда и болезней.


В музее искусств Метрополитен можно увидеть множество предметов из исламского мира, украшенных подобными защитными изображениями. Одним из самых распространенных из них является Зульфикар – меч с раздвоенным концом, который Пророк Мухаммад (мир ему) подарил Али (да будет доволен им Аллах), своему двоюродному брату и зятю. Например, этот клинок украшает большой османский санджак (знамя), датированный 1235 годом.

Источник: Метрополитен-музей

Интересно, что изображение Зульфикара наносили на другие мечи. Например, в Музее искусств Метрополитен можно увидеть датируемый XIX веком короткий меч из Филиппин, известный как баронг. Его лезвие украшает инкрустированный серебром Зульфикар. Мотив окружен арабскими буквами и цифрами, каждая из которых, скорее всего, означает отрывки из Корана или другие благочестивые фразы, которые были призваны защитить владельца оружия от всякого зла.

Источник: Метрополитен-музей

Еще более замысловатую талисманную защиту можно увидеть на иранской кольчуге XVI века, изготовленной из сплава меди и железа. На каждом из колец, образующих ее, выбиты надпись «Аллах» и имена ахль аль-байт (ближайших родственников Пророка (мир ему)). Таким образом, при ношении кольчуги вся верхняя часть тела владельца находилась под защитой имени Аллаха.

Источник: Метрополитен-музей

В некоторых случаях надписи и изображения размещались стратегически, чтобы защитить жизненно важные органы или уязвимые части тела, такие как лицо. На шлеме из Декана, датируемого XVIIXIX веками, имеется лицевая накладка с прорезями, которая обеспечивает защиту, не ухудшая видимости для ее владельца. В центральной части выреза для носа написано «О Али», а по краю расположена надпись, которая гласит: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара. Помощь Аллаха и скорейшая победа».

Источник: Метрополитен-музей

Кроме того, мусульманские воины носили с собой небольшие Кораны и сборники молитв, к которым можно было обратиться за наставлением и советом. Например, в Музее искусств Метрополитен хранится миниатюрный восьмиугольный «Коран санджака», или «Коран знамени». Он создан в XVII веке в Иране или Турции. Такие Кораны помещали в металлическую коробку или мешочек и прикрепляли к древкам военных штандартов, как показано ниже, а также к оружию или церемониальным предметам. Кроме того, их прицепляли к рукаву или носили на шее солдаты.

Источник: Метрополитен-музей

Источник: Метрополитен-музей

Включение этих вербальных и визуальных мотивов демонстрирует, что среди мусульманских воинов существовала необходимость прибегать к помощи средств защиты духовного плана, не полагаясь только на физические средства. Они также показывают чувство уязвимости и страх перед опасностью и неизвестностью, особенно на поле боя.

Исламосфера


Источник:

Rachel Parikh ‘Might and Magic: The Use of Talismans in Islamic Arms and Armor’

Комментарии