Меч Зульфикар в турецком искусстве
Зульфикару отводилось широкое место в литературе и культуре исламских стран, в том числе в разных формах он вошел в турецкое искусство.
Зульфикар присутствует в самых разных видах искусства. У османов часто встречаются изображения этого меча, особенно в миниатюрах, составляющих важнейшую часть исламской живописи. Али (да будет доволен им Аллах) всегда изображался с этим мечом в руке или на поясе. Например, в таких рукописях, как «Сират ан-наби» и «Фалнаме», хранящихся в библиотеке музея Топкапы, можно увидеть миниатюры, на которых Али (да будет доволен им Аллах) убивает своих врагов, дракона или льва этим мечом. Кроме того, его помещали на разные знамена. Например, он присутствует на флаге Барбароссы, хранящемся в Морском музее Стамбула, на флагах янычаров. Кроме того, мотивом Зульфикара украшали покрывала для надгробий, а также рубашки-обереги, которые были распространены во времена Османской империи, в частности, среди бекташи и других тарикатов.
Мотив Зульфикара часто встречается в каллиграфических надписях, посвященных Али (да будет доволен им Аллах). Особенно широко он использовался в народном искусстве. В последнее время получили распространение разные украшения, такие как кулоны, кольца, со стилизованным изображением этого меча.
Помимо изобразительного искусства, Зульфикар вошел и в повествовательные виды искусства. В турецкой литературе он присутствует как легендарный меч, дарованный Аллахом Али (да будет доволен им Аллах) вместе с белым мулом с Дульдулем. Были созданы разные сказания и легенды о нем. В преданиях говорится, что его длина может меняться иногда до 40 локтей, а иногда до 150. «Кан Каласы Дженги» утверждает, что Зульфикар такой тяжелый, что для его переноса требуется по крайней мере десять человек. В «Умма Дженги» рассказывается, что однажды он разрезал слона на две части вместе с наездником и погрузился в землю на глубину 60 локтей. Зульфикар может рубить камень, а также сжигает и уничтожает черную магию появляющимся из него огнем.
Зульфикар – легендарный меч, врученный Пророком (с.а.в.) Али ибн Абу Талибу (р.а.).
Хотя в поэзии Зульфикар буквально упоминается как меч Али (да будет доволен им Аллах), он также использовался для определения некоторых концепций и элементов посредством сравнений, аллюзий и метафор. В этом отношении он является важным элементом богатых образов турецкой поэзии. В одах, которые поэты создавали в честь султанов и государственных сановников, их меч часто сравнивают с Зульфикаром.
В поэзии дивана ямочки на лице возлюбленной по их разрушительному воздействию на влюбленного уподобляют этому легендарному оружию. Помимо этого, его часто сравнивают с калямом (тростниковым пером). Муштак Баба, имея в виду такое перо, пишет: «В моих руках Зульфикар». Кроме того, легендарному мечу в поэзии уподобляли язык и речь из-за ран, которые они могут нанести.
Меч и вера: использование талисманов в исламском оружии и доспехах.
Некоторые суфийские поэты использовали образ этого оружия, чтобы поведать о таких понятиях, как любовь, знание, усилия, благотворительность, искренность и молитва (дуа). Азиз Махмуд Худайи пишет: «Да будет молитва (дуа) святого подобна Зульфикару Али», желая, чтобы молитва стала такой же действенной как этот меч. А Сунуллах Гайби пишет: «Зло многобожия она превзойдет, любовь – это Зульфикар Али», т.е. любовь обезглавливает многобожие так же легко, как и Зульфикар рубит головы.
Исламосфера
Источник:
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi