Мечеть Тинмель – шедевр марокканской архитектуры

В ста километрах от Марракеша, если ехать по национальной трассе 203, а затем по старой дороге в Тарудант, трудно не сделать остановку сразу после начала подъема на горный перевал Тизинтест, чтобы посетить один из памятников истории Марокко –  мечеть Тинмель (что в переводе с языка тамазигхт означает “школа”).


Спустя девять столетий после постройки мечети в 1153 году Альмохадским правителем Абд-аль-Али Ибн Мумином она все еще производит впечатление на каждого посетителя. В конце 2017 года на вершинах мало снега, но ледяной холод окутывает всю эту часть горного хребта Высокий Атлас.

Легендарная мечеть находится примерно в десяти километрах от Талат’н-Якуба, ближайшей городской агломерации. Расположенное у подножия холма здание хорошо видно невооруженным глазом с дороги, с его крошечными куполами и минаретом, или, по крайней мере, тем, что от него осталось, посреди здания.

Последний напоминает нам о своем близнеце, башне Хасана в Рабате, а также минарете мечети Аль-Кутубия в Марракеше (основана в 1162 году) и Хиральду в испанской Севилье (построена в 1195 году), которая была превращена в католический собор после Реконкисты, хотя была построена, как и многие другие мечети, во времена правления Альмохадов. Если верхушка башни Хасана (которая датируется 1196 годом) исчезла или никогда не была достроена до конца, то по мнению некоторых историков, от Тинмель осталась только нижняя половина, другая половина которой была уничтожена.

Более того, все здание шаталось до конца ХХ века, а вместе с ним колебалось в своей зыби и светлое пятно в истории архитектуры в западных землях Ислама – Магрибе. Кристин Доре Серфати вспоминает в своей книге “Женщина из Иджукака” историю этого упадка, свидетельницей которого она стала, когда в детстве вместе со своими родителями посетила этот край племени гундафа. Она пишет, что до 1960-70-х годов “в Тинмеле были только руины, фрагменты выветренных стен и остатки Альмохадской мечети – массивного сооружения, которое казалось твердым издалека, но оказывалось таким обветшалым и таким хрупким при приближении к нему. На самом деле, она казалась находящейся на полпути между бытием и небытием. Мы не могли не думать, что скоро  от нее ничего не останется. Именно так мы всегда и думали о Тинмель”.

Завоевания Альмохадов достигли халифата Гранады

К концу 2017 года от этой мечети еще кое-то осталось и много чего еще. В любом случае, она далека от запустения, описанного романистом: сегодня мечеть обрела новые краски. Более того, она становится местом, куда направляются международные туристы, историки и археологи, чтобы узнать больше об этом сокровище.

На месте, на расстоянии не больше километра от главной дороги, нас принимает Юсеф Филали, хранитель мечети. Это мужчина 37 лет, хрупкого телосложения. Он играет роль консерватора, не будучи таковым, и знает историю здания, потому что учился в Университете Кади-Айяд в Марракеше. Юсеф занимает должность с 2010 года, когда он сменил своего отца, который, в свою очередь, некогда заботился о бассейне в парке Менара в Марракеше.

Показывая нам аркады, колоннады и капители мечети, Юсеф сообщает нам о некоторых событиях, связанных с восхождением к власти династии Альмохадов в середине 12-го века под духовным руководством Махди Ибн Тумарта. Именно из этой деревни Тинмель основатель династии и его правая рука Абд аль-Мумин Ибн Али отправились воевать против армий Альморавидов и продолжили свои завоевания вплоть до халифата Гранады.

Оставшаяся без крыши, исчезнувшей при неизвестных обстоятельствах, мечеть и ее нефы сегодня открыты солнечному свету. Посреди двора находятся остатки фонтана, в котором верующие совершали омовение. Слушая рассказ Юсефа, нашего гида, мы оцениваем те преобразования, которые претерпела мечеть с 1994 года после ее реставрации.

Многие колонны не тронуты и до сих пор сохраняют следы оригинальной цветочной архитектуры и геометрического орнамента, но другие были полностью отремонтированы. “Это здание было точно таким же, как его основатели. Оно обладало простой архитектурой и строгостью. Более того, оно называлось в то время Белой мечетью, потому что внутри не было никаких намеков на роспись. Основатели династии Альмохадов проповедовали чистоту и естественность, преследуя искусства, наносящие вред чистой природе”, – говорит наш “куратор”.

“Ни капители мечети, ни их рельефы не пострадали, если только незначительно. В прекрасной книге “Тинмель, Альмохадская эпопея”, опубликованной Фондом ONA сразу же после восстановления памятника в 1994 году, мы можем прочитать об этих капителях: “Они являются одной из главных партий в оратории Тинмеля. Некоторые исследователи говорили о них как о “богатейшем наряде”. По своему расположению, своему разнообразию и своему убранству, они послужат источником, в котором будут искать вдохновения многие памятники. Таким образом, на всем протяжении этого украшения, будь то цветочные (пальмы, пальметты, цветочки, ажурные узоры) или геометрические формы, в будущем все в нем станет ориентиром для западной части мусульманского мира”.

Творение по образу и подобию своих создателей

Использованная древесина также была оригинальной. “Этот кедр”, по словам нашего гида, “привезли из Среднего Атласа”. Эту информацию, которую нужно принимать с осторожностью, мы шепотом сообщаем Хаммади Беннани, владельцу Event Arogou, агентства, специализирующегося на тематических турах. Он сопровождал нас во время этой поездки по необходимости, для своего исследования по истории племен Амазиг в рамках подготовки к одной из его культурных экскурсий в регионе. Он увлечен памятниками Марокко.

Лес, действительно в изобилии имеется прямо рядом с ним, и мы могли бы даже встретить на нашем пути некоторые образцы многовековых кедров. “Зачем ехать в Средний Атлас, чтобы транспортировать его сюда и каким транспортом его можно перевезти в другое место?”- спрашивает наш друг.

Купола мечети также сохраняют свою оригинальность: “Настоящие Альмохадские купола”, продолжает наш собеседник, стоя рядом с рельефами, на которых в нескольких местах выгравировано имя “Аллах”. То же касается и арок с капителями, на которые никак не повлияла реставрация.

Рабочие, выполнив эту работу, чаще всего отправлялись на поиски мусульманской Андалусии, которая в то время была наводнена еврейскими ремесленниками и славилась своими одаренными художниками. Кроме того, наряду с мусульманской архитектурой, мы можем расшифровать иудейскую и христианскую: помимо имени “Аллах”, мы видим находящиеся бок о бок, выгравированные на дереве или штукатурке звезды Давида и рисунки, которые напоминают нам изображения из собора Сантьяго-де-Компостела. Только зоркий глаз может заметить это.

Чтобы лучше сохранить архитектуру мечети и ее украшения, предусмотрена новая трансформация, которая будет касаться, в частности, строительства кровли. Недавно на объект была направлена комиссия специалистов для изучения осуществимости этого проекта. Однако здание, основанное в 12 веке, далеко не открыло все свои секреты.

Несколько султанов из династии Альмохадов, включая Ибн Тумарта, были похоронены на примыкающем к мечети кладбище, от которого не осталось и следа. В мечети также располагалась богатая библиотека и скрытое убежище в подвале, по мнению некоторых историков и путешественников, которые описывали социальную и племенную структуру Высокого Атласа в XVII веке и упоминали в своих работах мечеть Тинмель.

Некогда процветающий город

Там, где в двенадцатом веке была возведена мечеть Тинмель, когда-то существовал настоящий город – город Тинмель – подлинный культурный и духовный центр империи Альмохадов, который даже располагал королевским дворцом. Район Тинмель имел также большое стратегическое значение, будучи место расположения одной из цитаделей на Южной дороге, проходившей через перевал Тизи-Н’тест. Город, как говорят историки, тогда переживал свои самые славные времена, располагая монетным двором, где чеканились дирхамы, медресе и мавзолеями. Мы видим на различных участках этого места остатки стены, которые все еще сопротивляются износу, протягиваясь десятки километров. К этой мечети, ставшей истинной школой знаний, со всех сторон стекались паломники.

Построенная в 1153 году Абдельмумином Ибн Тумартом, который был похоронен в ней, она канула в лету и обратилась в руины после падения династии Альмохадов. Это продолжалось до конца двадцатого века, когда она была классифицирована в качестве объекта Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО, и когда меценаты во главе с Фондом ONA начали в партнерстве с Министерством культуры Марокко реставрацию мечети между 1991 и 1994 годами. С тех пор мечеть стала местом, которое привлекает туристов со всех концов, приезжающих, чтобы оценить величие цивилизации и архитектуры, оставившей столь красивые следы.

План мечети и составляющие ее основные линии соответствуют симметричному строению, располааясь по обе стороны от главного элемента, представляющего собой сердце, вокруг которого строится все остальное, в том числе и михраб. Архитектор использовал все свои знания, чтобы на предложенном ему скромном пространстве сделать главными элементами гармонию и величие. В почти квадратной фигуре площадью около 1800 квадратных метров навсегда вписаны правила, которые хранят память о веках ислама и наследии прошлого, несут в себе отсылки к Кайруану и Кордове, и в которых мы очень быстро находим все символы, составляющие канонические и обязательные модели: мечеть с продольными нефами, характерная для мусульманского Магриба оставила неизгладимый отпечаток в истории расцвета Тинмель.

По материалам статьи Жавада Мдидеша / L’Economiste

Комментарии