Медицинское образование при Айюбидах

На эпоху Айюбидов, средневековой мусульманской династии ближневосточных правителей, приходится расцвет медицины в исламском мире. В это время создавались многочисленные медицинские учреждения, в том числе образовательные, сообщает сайт Fikriyat.


Салах ад-Дин Айюб уделял большое внимание развитию наук, он основал множество медресе и больниц. Султан собрал вокруг себя известнейших ученых своего времени. В его времена в Дамаске было 2 больницы, в Мосуле – 4, в Харране – 2, а в Каире, Алеппо, Хаме, Ракке, Мардине, Нусайбине и Иерусалиме – по одной. Кроме того, в Дамаске имелось более сорока медресе, а Алеппо и Каире – более пятнадцати.

Обучение будущих медиков проводилось в больницах, где желающим давали как теоретические, так и практические знания. Занятия посещали не только студенты, но и практикующие медики. Кроме того, преподавание медицины осуществлялось в медресе и на дому.

Античная медицина до сих пор жива благодаря мусульманам.

Al-Kimiya: Notes on Arabic Alchemy | Science History Institute

Источник: sciencehistory.org

Одним из врачей, который вел преподавание на дому, был ведущий арабский врач Дахвар (1170-1230). Он пользовался покровительством династии Айюбидов, служил султанам, был административно ответственным за медицину в Каире и Дамаске. Дахвар оказал виляние на большинство выдающихся врачей Египта и Сирии. Свой дом в Дамаске он превратил в медресе, а для его финансирования создал вакф (благотворительный фонд), куда пожертвовал недвижимость и земельные участки. Это учебное заведение можно назвать первым медицинским медресе в исламском мире. После смерти Дахвара, согласно его завещанию, в нем продолжили преподавать ведущие мусульманские медики.

Другим известным врачом, которому оказывал покровительство Салах ад-Дин Айюб, был Абдул-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади (1162-1231). Он также занимался преподаванием медицины в своем доме в Каире.

В те времена в медицине ведущими были идеи Гиппократа и Галена. Поэтому в качестве учебников использовались их труды, переведенные на арабский язык, «Канон врачебной науки» Ибн Сины и его комментарии (шарх). Изучение лекарств и растений, как правило, осуществлялось по книге «О лекарственных веществах» (в арабском переводе Китаб аль-хашайиш) древнегреческого врача Диоскарида, «Китаб ан-набат» («Книга о растениях») Абу Ханифы Динавари, а также трудам аль-Гафики и аль-Идриси.

Бимаристан: исламские корни современных больниц.

Baca Takwin And Islamic Alchemy Online

Источник: scribd.com

Главным трудом по фармацевтике считался «Китаб аль-джами ли-муфрадат аль-адвийа ва аль-агзийа» («Словарь лекарств из растительного сырья и пищи») Ибн Байтара.

Сам Ибн Байтар поступил на службу к султану из династии Айюбидов аль-Камилю и был назначен главным травником.

Учителя относились к своим ученикам по-отечески, вручали им почетные одежды – халат, обеспечивали их бесплатно книгами. Два великих ботаника той эпохи, Рашид ад-Дин ас-Сури и Ибн Байтар, проводили со своими учениками полевые исследования, организуя экспедиции в поля и горы, показывали им места произрастания разных растений.

Душа и тело в исламской медицине.

Исламосфера

Комментарии