Медресе Низамия и их вклад в исламскую цивилизацию

Медресе Низамия в свое время были центрами религиозной мысли и передовыми учебными заведениями, пишет Абдулькерим Озайдын для İslam Ansiklopedisi.


В XI в. династия Фатимидов наряду с политической и военной деятельностью вела и активную религиозную пропаганду против Аббасидов и Сельджуков. Чтобы противостоять этому, Низам аль-Мульк (1018-1092), визирь Государства Сельджуков, один из выдающихся деятелей средневекового мусульманского Востока, решил создать по всей стране сеть медресе. Его целью было усилить суннитское вероубеждение и обучить чиновников, в которых государство испытывало нужду. Заручившись поддержкой султана Алп-Арслана, Низам аль-Мульк при нем, а также при следующем правителе, Мелик-шахе, основал множество медресе в разных городах Ирака, Хорасана, Мавераннахра, Сирии и Малой Азии. Часть из них была открыта уже после его смерти. Так как все они создавались по образцу медресе Низамия в Багдаде, то вошли в историю под этим названием.

Медресе Низамия в Багдаде

Хотя это самое известное и величественное из всех медресе Низамия, оно было далеко не самым первым. Ее здание было возведено на восточном берегу реки Тигр и открыто 22 сентября 1067 г. Медресе представляло собой комплекс, состоящий из комнат для учителей и учеников, помещений для занятий, мечети, библиотеки, общежития, столовой и бани. Возглавил его выдающийся шафиитский богослов Абу Исхак аш-Ширази (1003-1083). Для финансирования этого учебного заведения Низам аль-Мульк создал вакф, в который вошли расположенные неподалеку базар, баня и магазины. Прибыль с этих заведений шла на обеспечение потребностей преподавателей и студентов.

В Турции отреставрируют 800-летнее медресе-обсерваторию.

Şia Tehdidine Eğitim Panzehiri “Nizamiye Medreseleri” – Derin Tarih

Источник: derintarih.com

На первых порах мударрисы (директора) для Низамии выбирались лично Низам аль-Мульком из числа выдающихся ученых. Впоследствии они назначались его потомками, а также визирями, султанами и халифами. Обычно мударрис был один, но в некоторые периоды их было два. В таких случаях они преподавали по очереди. Так было например, с Абдуллахом ат-Табари и Абу Мухаммадом Абдульваххабом аш-Ширази. Когда мударрис вступал в должность, ему вручали черную джуббу (плащ), а также чалму и дорогое шерстяное покрывало. Уходя с должности, он должен был вернуть все это.

Из-за известности, которое приобрела багдадская Низамия, ученые соревновались друг с другом за право преподавать в ней. Отмечались даже случаи, когда они меняли ради этого мазхаб. Например, так сделали ханбалитские богословы Ахмад ибн Абу аль-Фатх Али и Ваджх ибн Даххан. Среди известных мударрисов этого медресе можно упомянуть Али аш-Шаши, Хатиба ат-Табризи и Ибн Бархана.

Основными предметами, преподававшимися в багдадской Низамие и, возможно, в других подобных медресе, были: Коран и коранические науки, хадисы, шафиитский фикх и его основы (усуль), ашаритский калям, арабский язык и литература, математика и фараиз (раздел фикха, рассматривающий распределение наследства). Часы проведения занятий менялись в зависимости от времени года, характера урока и уровня знаний мударриса. Начинались они, как правило, до полуденного (зухр) намаза и продолжались после него, а также после предвечернего (аср) и ночного (иша) намазов. В источниках сообщается, что, например, факих (правовед) Ахмад ибн Мухаммад ибн Бархан (ум. 1124) давал уроки иногда весь день, а иногда и ночью до рассвета. Время после пятничного намаза было отведено для записывания хадисов, проповедей и ораторского искусства. Срок обучения в медресе, куда принимались студенты старше двадцати лет, составлял четыре года.

Поскольку при медресе была богатая библиотека, преподавателям и учащимся не приходилось ездить в другие города за книгами. Низам аль-Мульк прикладывал большие усилия для обогащения библиотеки и передавал в нее подаренные ему книги. Передается, что в ней имелось около 6000 книг. В 1116 г. здание библиотеки сгорело, но благодаря самоотверженности учащихся рукописи были спасены. Аббасидский халиф ан-Насир Лидиниллах в 1193 г. перестроил библиотеку и пожертвовал ей тысячи книг из дворца, превратив ее коллекцию в ценнейшую в исламском мире. Хотя сообщается, что Низамия не была повреждена во время захвата Багдада монголами, от ее богатой библиотеки ничего не сохранилось. Среди известных деятелей, закончивших это учебное заведение, можно назвать Ибн Тумарта, Абу Бакра ибн аль-Араби, Ибн Абу Рандака ат-Туртуши, Абу аль-Касима Ибн Асакира, Ибн Аби-ль-Хадида, Абдуллатифа аль-Багдади, Имад ад-дина аль-Исфахани.

Были ли каникулы в медресе?

Tarihi inşa eden ruh: Zihniyet atılımı ve mânevî güç

Источник: gzt.com

В 1184 г. багдадскую Низамию посетил Ибн Джубайр, а в 1327 г. – Ибн Баттута. Первый пишет, что это самое большое и знаменитое медресе Багдада, а второй сообщает, что его красота уже вошла в пословицы.

По распространенному мнению, звезда Низамии начала угасать после открытия медресе Мустансирия в 1234 г., которому покровительствовал халиф. В 1254 г. оно пострадало от разлива Тигра, а после этого вступило в период упадка. Хотя деятельность медресе продолжалась некоторое время во время правления Ильханидов и Джалаиридов, оно постепенно утратило свою позицию из-за вытеснения из региона суннизма и арабского языка. Когда багдадская Низамия закрылась, точно не известно, хотя, как следует из отдельных записей, в XIV в. она еще действовала.

Медресе Низамия в Нишапуре

О дате основания Низамии в Нишапуре информации нет. Вероятно, это было в первые годы правления Алп-Арслана. Согласно некоторым сообщениям, Низам аль-Мульк построил ее для знаменитого шафиитского факиха и богослова аль-Джувайни (1028-1085), и тот преподавал здесь более двадцати лет. Среди мударрисов этого медресе были Имам Газали, Абу Наср Абд ар-Рахим аль-Кушайри, сын Абд аль-Карима аль-Кушайри, и Мухаммад ибн Ахмад аль-Марвази.

Медресе Низамия в Исфахане

Красивое здание медресе в этом городе стояло рядом с мечетью Джами. Вероятно, оно было возведено в те же годы, что и одноименное медресе в Багдаде. Низам аль-Мульк основал богатый вакф для его финансирования. Первым мударрисом стал Абу Бакр Садр ад-дин Мухаммад ибн Сабит аль-Худжанди. Медресе имело большую библиотеку и еще действовало в XIV в.

Медресе Низамия в Балхе

Оно было построено Низам аль-Мульком. Он же назначил его первым мударрисом Абу аль-Касима Абдаллаха ибн Тахира. Медресе было разрушено в 1153 г. году во время нашествия огузов. В нем учился персидский поэт, писатель и филолог Рашид ад-дин Ватват (1088-1182).

Ляух – деревянная дощечка для заучивания Корана в африканских медресе.

İslam tarihinin dönüm noktası Nizamiye Medresesi - Galeri - Fikriyat Gazetesi

Источник: fikriyat.com

Медресе Низамия в Мосуле

Не исключено, что медресе Низамия и медресе Джазире-и Ибн Умар в Мосуле – это одно и то же учебное заведение. Абу Шама пишет, что медресе Джазире-и Ибн Умар было красивым, и его называли медресе Ради ад-дина, так как Низам аль-Мульк имел прозвище «Радиййу амири аль-муминин» (Довольный повелителем правоверных). Сохранился мраморный михраб медресе.

Медресе Низамия в Басре

Когда оно было построено, и кто в нем преподавал, неизвестно. Сообщается, что оно было больше, чем медресе Низамия в Багдаде и просуществовало до конца правления халифа аль-Мустасим Биллаха (1242–1258 гг.), а его остатки были использованы при строительстве другого медресе, также известного как Низамия.

Медресе Низамия в Герате

Известно, что оно действовало в 1085 г. В нем возникли разногласия между шафиитами и ханбалитами, и Низам аль-Мульк был вынужден лично вмешаться, сменив руководство. Медресе было перестроено во времена Хусейна Байкары.

Медресе Низамия в Мерве

В 1075-1076 гг. Низам аль-Мульк мударрисом этого медресе назначил Абу аль-Музафара ас-Самани, который перешел в шафиитский мазхаб из ханафисткого. Сообщается, что в медресе была богатая библиотека.

Медресе Низамия в Амуле

Мударрисами этого медресе в городе Амуль в Табаристане были Абдульвахид ибн Исмаил ар-Райани, Абу аль-Фаварис Хибатуллах ибн Саад и Абд аль-Карим аш-Шалуси.

Согласно некоторым сообщениям, медресе Низамия существовали в Харгирде (Кухистан), Рее, Бусандже (недалеко от Герата), Захире (недалеко от Гянджи на Кавказе), Иерусалиме, Алеппо, Дамаске, Конье и Хорезме. Но информации о них недостаточно.

Традиция медресе и библиотек в Индии.

Плане медресе в Рее / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Медресе Низамия оказали большое влияние на политическую, научную и религиозную сферы. Подражая Низам аль-Мульку, многие султаны, халифы и государственные деятели после него создавали медресе, давая им свои имена. Медресе Низамия способствовали развитию религиозных наук, особенно шафиитского фикха, были достигнуты большие успехи в таких науках, как хилаф (наука, рассматривающая разногласия между мазхабами), джадаль (логическая дискуссия) и калам (догматическое богословие). По этим предметам было написано множество книг.

Эти медресе со своим планом, организацией и учебной программой были революционными на тот момент времени. До этого медресе были частными, а Низамия возникли под эгидой государства. В то время как другие медресе не имели какой-либо особой цели, кроме религиозного образования, медресе Низамия были созданы и в политических целях, в частности, они были направлены на распространение шафиитского мазхаба и ашаритского каляма с целью уменьшения влияния других религиозных течений. Образовательные учреждения в Северной Африке и Андалусии находились под воздействием этих медресе. Также утверждается, что некоторые европейские университеты, такие как открытые в Салерно, Париже и Оксфорде, также испытали влияние Низамии.

Медресе Низамия подвергались и критике. В частности, их обвиняли в том, что образование в них ограничивалось шафиитским мазхабом, что привело к снижению интереса к другим суннитским мазхабам. Также заявлялось, что отсутствие в программе философии препятствовало развитию свободы мысли. Ученые Мавераннахра оценивали предоставление зарплат мударрисам и стипендий студентам как дискредитацию религиозных знаний, они находили, что учить таким знаниям за деньги неправильно. Создание медресе Низамия открыло для политиков возможность вмешиваться в религиозную науку, а восхваление политиков и государственных деятелей учеными и поэтами способствовало снижению авторитета как религиозных наук, так и поэзии.

Исламосфера


Абдулькерим Озайдын – турецкий историк, профессор Стамбульского университета.

Комментарии