Месяц поста или пиршеств? Самоограничение и расточительство в Рамадан
В настоящее время более миллиарда людей во всем мире соблюдает пост во время Рамадана. Эта практика призвана побудить мусульман задуматься о своих повседневных привычках и духовности через благочестие и самодисциплину, сообщает abc.net.au.
Пост во время Рамадана является одним из пяти столпов Ислама — ключевых требований религии — и воздержание выходит за рамки еды, включая в себя отказ от курения, сексуальных отношений и пр. Но ифтары, на которых еда часто готовится с избытком, могут внести коррективы в процесс воздержания.
Доктор Беким Хасани, имам из албанского исламского общества в Австралии, сказал, что Рамадан должен быть временем, чтобы “задуматься о жизни людей, которые находятся в состоянии постоянного голода”.
“К сожалению, в этом священном месяце многие мусульмане набирают вес, а не получают награды, – сказал он. – Люди часто сосредотачиваются на том, какую еду на ифтар они должны приготовить, кого они должны пригласить или какой ресторан выбрать”.
Вся жизнь вокруг торгового центра.
Во время поста увеличиваются отходы
Между тем, излишне расточительные ифтары, когда многие люди готовят больше пищи, чем могут вместить их желудки, приводит к значительному увеличению отходов.
Parongpong Waste Management, центр утилизации отходов, базирующийся в Западной Яве, Индонезия, сообщил, что только в Джакарте – столице крупнейшей мусульманской страны в мире – количество отходов во время Рамадана в прошлом году увеличилось на 200 тонн.
“В основном это были пищевые отходы в сочетании с упаковками пищевых продуктов, включая пластиковые, – сказала основательница центра Гадис Прамесвари. – Это очень тревожно, потому что Индонезия уже является одной из крупнейших стран в мире в плане расточительного отношения к продовольствию”.
Советы по питанию от средневекового медика.
Во время Рамадана рестораны и отели во многих мусульманских странах предлагают полные ифтар-пакеты, которые включают несколько блюд с закусками и десертами, что сильно контрастирует с уроками Пророка Мухаммада (САВ), который часто разговлялся сухими финиками и молоком.
“По нашим наблюдениям, отходы поступали из торговых центров и ресторанов, где люди заказывали слишком много еды, которую они не могли съесть полностью”, – сказала г-жа Прамешвари.
Коран запрещает потакание своим желаниям
Д-р Беким Хасани считает, что основной причиной чрезмерного потребления является современная культура, когда мусульмане во время ифтаров часто готовят много разных блюд для семьи и друзей.
“Но употребление большого количества еды и расточительный образ жизни запрещены в Коране”, – сказал имам.
Д-р Беким призвал мусульманские общины во всем мире в месяц Рамадан больше поклоняться Всевышнему, проводить больше благотворительных акций для неимущих, а не рассматривать его как “месяц пиршеств”.
Якуба Савадого – человек, который остановил пустыню.
Диетолог Кэтрин Баклех добавила, что тенденция потреблять больше жирной пищи после дневного поста является одной из ключевых причин увеличения веса у мусульман во время Рамадана.
“Люди хотят компенсировать то, что они недоедают за день, поэтому во время разговения они сосредотачиваются на высокожирных или высококалорийных продуктах, – сказала она. – Самая большая проблема заключается в том, что они потребляют эти продукты поздно вечером: в это время люди менее активны, и они сжигают меньше калорий”.
Более высокое потребление калорий приводит к повышению уровня сахара и холестерина в крови, сказала г-жа Баклех, а также к снижению качества сна, что способствует накоплению жира за счет высвобождения гормона кортизола.
“Не видишь, мы кушаем”: дворцовая кухня в Османской империи.
Физический мир изобилия, духовный мир самоограничения
Но несмотря на критику мусульман за излишества во время Рамадана, Бриджид Делани, автор книги “Мания здоровья: несчастные случаи в погоне за здоровьем” (“Wellmania: Misadventures in the Search of Wellness”), говорит, что западное общество могло бы узнать много о борьбе мусульман со своими страстями через практику поста.
“В нашем обществе слишком много комфорта, но во время Рамадана люди вокруг нас проявляют самоконтроль, сдержанность и самопожертвование”, – сказала г-жа Делани. – “Дело в том, что вера налагает на тебя определенные самоограничения, и в этом есть большой урок”.
По словам госпожи Делани, пост в современном обществе изобилия может стать довольно большим шоком: “Это не просто сознательно не употреблять пищу, поскольку между жизнью в физическом мире изобилия и духовном мире самоограничения есть большая дистанция”.
Она соблюдала пост, но спустя две недели без еды ей пришлось съесть половину огурца, яйцо и 50 граммов курицы в конце поста, чтобы предотвратить синдром повторного питания, когда организм впадает в шок, если значительное количество пищи съедается после долгого голодания.
“Во время моих исследований для книги я была очень удивлена отсутствием исследований о том, какие физиологические процессы происходят с телом во время голодания”, – сказала г-жа Делани. – “Особенно учитывая сколько людей в мире являются мусульманами и соблюдают пост во время Рамадана”.
“Кулинарный полумесяц”: энциклопедия ближневосточной кухни.
Исламосфера