Метеорология в исламском мире

В исламском мире метеорология носила название «аль-асар аль-ульвия», что можно перевести как «высшие воздействия».


В противоположность этому наука, изучающая геологические явления, называлась «аль-асар ас-суфлийа» («низшие воздействия»). Считающаяся первым трудом по метеорологии знаменитая «Метеорологика» Аристотеля, имевшая широкий резонанс в исламском мире, также была переведена на арабский язык как «Аль-Асар аль-ульвийа». Эта работа переводила и была основой для компиляций многих мусульманских ученых, начиная с Ибн аль-Битрика (796-806) и заканчивая Ибн Рушдом (1126-1198).

Новая реальность: облачные войны на Ближнем Востоке.

При сопоставлении содержания «Метеорологики» с современными данными можно увидеть, что большая часть изложенной в ней информации не представляет научной ценности. Еще ученик Аристотеля Теофраст исправил некоторые ошибки своего учителя и тем самым внес большой вклад в развитие метеорологии. Исламские мыслители,  использовавшие эти труды, все же на основе своих открытий и исследований выдвигали взгляды, во многом соответствующие современной науке.

Al-Kindi: The Father of Islamic Philosophy and Mathematics

Источник: Educational Website

Первым мусульманским ученым, написавшим работы в области “асар аль-ульвийа”, является аль-Кинди (801-873). В принадлежащих ему 13 трактатах на эту тему изложены взгляды, которые не противоречат научным данным по таким вопросам, как образование ветров, закон теплового расширения, цвет неба и т.д. Важную информацию о метеорологии можно найти в работах других исламских ученых, таких как аль-Фараби (872-950), Ибн Сина (980-1037), Ибн аль-Хайсам (965-1040), Ибн Рушд (1126-1198) и аль-Бируни (973-1048), а также в трактатах Ихван ас-Сафа (X век).

Тонущие города: как изменение климата опустошает Ближний Восток.

В словарях той эпохи мы встречаем множество терминов, связанных с “асар аль-ульвийа”. Например, низкая температура делится на холодную, горячую, прохладную, морозную, заморозки и сильный холод. А высокая на жаркую, приятную, изнуряющую и изнуряюще знойную. Что касается ветров, то их классифицировали в соответствии с их свойствами или местами, откуда они дуют, например, северные, северо-южные, южные и восточные (сирокко), западный ветер (зефир), который дует со стороны Каабы и т.п. Мусульманские ученые также выделяли разные виды облаков, такие как хамам (черные дождевые облака), нимби (белые дождевые облака), дождевые, дима (не дождевое облако), рабаб (белое облако). Что касается частей облаков, они писали о таких частях, как хидаб (нижняя часть облака), аль-кфаф (верхняя часть облака), ар-раха (середина облака), аль-ханзайз (дальняя часть облака), аль-бавасак (вершина облака). Также они выделяли такие виды атмосферных осадков, как «капли росы», «влага», «роса», «туман», «дождь», «ливень», «проливной дождь».

Исламосфера


Источник:

Dr. Ragheb Elsergany «Muslims’ innovation of Geology»

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии