Минарет – символ мусульманской цивилизации
Минарет – это архитектурный элемент мечети. На протяжении веков мечеть выполняла целый ряд функций – общественного центра, места для молитвы, образовательного центра, суда и пространства для финансовых операций. Шериф Джах Абдеррахман в своей статье рассматривает философию, лежащую в основе формы и функции минарета.
Традиционно западная культура испытывала некоторые трудности, когда дело касалось интерпретации в абстрактных терминах физических и материальных реалий Ислама. Поэтому я хочу поделиться несколькими идеями и мыслями с точки зрения гуманиста и человека, изучавшего Ислам.
Архитектор предлагает установить минарет на собор Парижской Богоматери.
Изучение семиотики всегда неоднозначно и сложно, поскольку атрибуты символов не статичны, а изменяются в соответствии с чувствами и установками, вызываемыми у наблюдателя.
Однако наша повседневная жизнь полна символов, и важно научиться их разгадывать, поскольку они являются абстрактной конструкцией образа мышления, образа жизни и по существу воплощают продукт цивилизации. Таким образом, “башня”, высота которой больше ее ширины и которая была создана, чтобы решить проблемы, связанные с обороной и связью, на протяжении всей истории олицетворяла господство и власть. В коллективном бессознательном человечества с начала времен всегда существовала эта связь между возвышением, высотой и концепцией превосходства, божественности и высшей силы. Города, гавани, страны и цивилизации с гордостью демонстрируют свои башни. Вавилон, символ смешения языков; зиккураты Месопотамии как символы поиска мудрости; итальянские башни, символы соперничества между городами; Эйфелева башня и нью-йоркские небоскребы, символы мощи технологий…все это напоминает о непрерывном стремлении человечества к увековечению своей памяти. Каждый строитель, будь у него такая возможность, несомненно, сделал бы их еще выше.
Знаменитые минареты Герата находятся на грани разрушения.
В случае исламской цивилизации архитектурной формой, которая лучше и яснее всего указывает на присутствие Ислама, является минарет, независимо от его текущей функции и от того, какие социальные причины привели к его строительству.
Главная проблема, с которой мы сталкиваемся при рассмотрении минарета, заключается в том, как и когда он приобрел возвышенную форму, учитывая, что церемония призыва верующих на молитву, почти такая же древняя, как поселение Пророка в Медине, первоначально происходила на улицах, а затем с самой высокой крыши соседних домов.
Минареты иранских городов, указывавшие путь караванам.
Если в исламе и есть что-то особенное, то именно это: та особая способность, то есть разумное отношение к служению обществу, когда потребность должна быть удовлетворена. Ислам рождался, рос и развивался вместе с уммой и для нее. Как гласит традиция: “где бы вы ни были, когда приходит время молитвы и вы совершаете намаз, то это место – мечеть”. Но мечеть должна была физически соответствовать потребности общины в выделенном пространстве, хотя ее здание не было воплощено в определенном виде. Вместо этого она приспособилась к обстоятельствам.
Соответственно, она также стала общественным центром, местом молитвы и обучения, судом, пространством для финансовых операций и т. д.
В ответ на этот принцип удовлетворения потребностей общины также появился азан, как эффективный метод призыва верующих. Минарет позже стал физическим местом, в котором эта потребность была решена.
Минарет древней мечети возведен в новом месте из-за угрозы затопления.
Мы еще раз обратим внимание на то, как символ обозначает множественность принципов, систему ценностей, знания, традиции. Подобно тому, как Ислам боролся и работал, чтобы заложить свои основы, подобно любой другой расширяющейся цивилизации, его архитекторы и строители должны были решать технические проблемы, которые заставляли их принимать конкретные формы. Это привело к появлению еще более высоких, красивых и значительных минаретов.
В рамках этого логического эволюционного процесса, который шел параллельно с созданием мечетей во всем исламском мире, минарет рос, ограниченный только условиями, преобладающими в окружающей среде.
Но поскольку минарет вбирал различные социальные, политические и религиозные элементы, общие для объединяющей силы ислама, он никогда не терял своей основной функции – главного пункта, где собирались члены общины.
Джамский минарет захвачен талибами.
Полезность символов, будь то архитектурных или любых других, проистекает из их способности напоминать нам о ценностях, за которые они выступают, и они всегда будут присутствовать, пока их движущие принципы также продолжат существовать.
Все это заставляет нас думать, что любая идея, которой мы придерживаемся, в конечном счете должна быть направлена на получение знания, которое станет полезным, если оно может помочь в создании будущего. Иначе все наши усилия были бы бесплодны.
Таким образом, мир ислама должен оставаться верным принципам, воплощенным в минарете. Сегодняшняя все более глобализирующаяся культура, которая объединяет различные цивилизации; основные проблемы, стоящие перед человечеством, необходимость сотрудничества и солидарности в ответ на будущие вызовы – все эти факторы делают необходимым призыв к единству человечества со многих существующих башен.
Исламский минарет готического собора остался от грандиозной мечети.
Ислам доказал на протяжении всей истории, что он не имеет проблем с развитием в соответствии с потребностями, приспосабливаясь к различным обстоятельствам. Таким образом, современный исламский мир должен принимать решения в духе солидарности с остальным миром, не теряя при этом из виду свои собственные традиционные ценности и свое изначальное равновесие.
Исламосфера