Миниатюра в исламском искусстве

В исламском мире миниатюра называлась тасвир – «создание изображения». Это были небольшие рисунки, создаваемые акварелью или гуашью, с применением золотых и серебряных красок. Изображение создавалось плоским, без учета светотеней и масштабов, пишет Ахмет Караташ.


Уже IX в. в исламском мире стали создаваться иллюстрированные рукописи. Например, переведенный на арабский язык трактат древнегреческого ученого Диоскорида «Materia Medica», получивший название «аль-Хашаш», был оформлен шестью сотнями рисунков растений, двумястами изображениями животных, а также людей. Техника изображения сильно напоминает византийскую. «Хийал аль-хандасия» механика-изобретателя Абу аль-Из аль-Джазари, который в середине XII в. поступил на службу к Артукидам, иллюстрирована цветными чертежами разных приспособлений и устройств, которых приводили в действие сила воды и шестерни. Среди них – часы, фонтан, кодовый замок и т.п.

Слоновые часы аль-Джазари / Источник: ru.wikipedia.org

Самые первые сохранившиеся образцы исламских миниатюр относятся к XII-XIII вв. Предполагается, что для мусульманских художников образцами стали иллюстрированные рукописи зороастрийцев. Вероятно, свое влияние оказало и искусство манихеев, так как первые миниатюры периода Сельджуков по типу фигур и композиции повторяют миниатюры уйгуров-манихеев.

BarkiyaruqPainting.jpg

Баркиярук – сельджукский султан / Источник: en.wikipedia.org

Миниатюра Ирана и Тимуридов испытывала сильное влияние искусства Дальнего Востока и Китая. В ранний период основное внимание уделялось пейзажу, который изображался очень детально, в то время как фигуры людей и животных были небольшими. Интерес государственных лиц к истории и искусству во времена Тимуридов стал причиной создания многочисленных книг, которые богато украшались иллюстрациями.

Or.6810_f214r_720

Искандар с семью мудрецами (эпоха Тимуридов, 1495 г.) / Источник: blogs.bl.uk

В миниатюре периода Каракоюнов и Аккоюнов фигуры людей изображались изящными, а окружающие их виды и архитектура – в стилизованном виде. Миниатюру Сефевидов отличают масштабность и живость композиции. В это время творили такие художники, как Султан Мухаммад, Мирза Али, Мир Саид Али, Шейх Мухаммад. На миниатюрах Тебриза и Казвина мы видим изящные фигуры с локонами, свисающими до щек, изогнутые луком бровями, тонкими шеями и широкими плечами. Чаще всего миниатюрами иллюстрировались рукописи «Шах-наме» и «Хамсы» Низами.

Картинки по запросу

Тебризский стиль / Источник: pinterest.com

Своего расцвета искусство миниатюры достигло в Османской империи. На него оказало влияние и западное искусство, так как султан Фатих II, завоевав Константинополь, привез туда скульпторов и художников из Венеции. Османские художники создали немало прекрасных образцов миниатюры на самые разные темы. Но изображение Посланника Аллаха (САВ), его жен и дочери оставалось под запретом. Среди художников османского периода можно отметить Наккаша Османа, Насуха Матракчи, Ахмеда Накши. Миниатюры этих и других авторов несут в себе не только художественную ценность, но и являются важными историческими источниками для современных исследователей.

Картинки по запросу

Селим II принимает персидского посла в Эдирне. 1567 г. (авт. Наккаш Осман) / Источник: ru.wikipedia.org

Миниатюры первоначально выступали в качестве изображения, иллюстрирующего текст, т.е. не имели самостоятельного значения. В XVI в. в Персии появилась традиция составление и оформление альбомов-муракка – образцов каллиграфии и живописи, отобранных по вкусу их владельца. В XVII-XVIII в. эта мода распространилась на Могольскую и Османскую империю. Составление таких альбомов считалось искусством, которым занимались многие лучшие персидские художники.

File:Containing Hafız Osman's calligraphies - Murakka (calligraphic album) - Google Art Project.jpg

Альбом-муракка с каллиграфическими работами Хафиза Османа (1690 г.) / Источник: commons.wikimedia.org

В концу XVIII – началу XIX в. классическое искусство миниатюры переживало кризис. Оно сохранялось по большей части как изображение костюмов или иллюстраций к произведениям типа сафаратнаме (описания путешествия). А впоследствии миниатюра и вовсе перестала существовать как жанр.

В настоящее время в исламском мире есть художники, которые стремятся возродить это древнее искусство.

Картинки по запросу

Источник: pinterest.com

Исламосфера

Комментарии