Мир Саид Али Хамадани – суфийский шейх, распространивший ислам в Кашмире
Исламизацию Кашмира связывают с суфийским шейхом Мир Саидом Али Хамадани, который почитается здесь как один из самых великих святых.
Мир Саид Али, известный под такими именами, как Амир Кабир («Великий эмир»), Али-и Сани («Второй Али [ибн Абу Талиб»]), Шах Хамадан («Шах Хамадана»), родился в 1314 году в Иране в городе Хамадан. Как род его отца, который был наместником (вали) Хамадана, так и род матери, восходит к Хусейну ибн Али (да будет доволен им Аллах). Сам Мир Саид Али признавал, что наибольшее влияние на его образование и раннее духовное развитие оказал дядя по материнской линии, Саид Ала ад-дин, под влиянием которого он стал учеником шейха Махмуда Мездекани, халифы шейха Ала уд-Даула Симнани из тариката кубравия. После того, как прошел определенный период обучения, наставник для дальнейшего развития посоветовал ему отправиться в путешествие, встречаться с другими шейхами. Во время своих странствий, которые заняли 20 лет, он обошел Туркестан, Мавераннахр, Индию, Ирак, Сирию и Малую Азию.
В Кашмир в первый раз шейх Мир Саид Али прибыл во времена султана Шахаб ад-дина в 1372 году, но остался здесь всего на четыре месяца. Как сообщается в преданиях, его сопровождали 700 учеников, среди которых были и другие сеиды. Во второй раз он прибыл в этот регион спустя семь лет. К этому времени Шахаб ад-дина на престоле сменил его брат – Кутб ад-дин. Шейху удалось установить хорошие связи с ним. Спустя два с половиной года он покинул Кашмир, отправившись в Хамадан, но вернулся сюда в 1383 году. Это было его последнее пребывание на этой земле. Ненадолго задержавшись в Кашмире, Мир Саид Али Хамадани отправился в хадж, но по дороге заболел и умер. Это случилось в 1385 году. Тело шейха было переправлено в город Хатлон на территории современного Таджикистана, где находился его халифа и зять Ходжа Исхак Хутталани, а затем похоронено в городе Куляб.
Ханака-е-Моула – старейшая мечеть Кашмира.
Хотя Мир Саид Али Хамадани, в целом, пробыл в Кашмире не так уж много времени, он собрал вокруг себя множество мюридов, которые внесли большой вклад в исламизацию региона. При нем здесь были построены многочисленные суфийские обители и мечети, некоторые из которых были переделаны из бывших индуистских храмов. Также считается, что благодаря ученикам, которые прибыли вместе с шейхом Хамадани, в Кашмире распространились разные ремесла родом из Ирана. После Хамадани его деятельность в Кашмире продолжил его сын Мир Мухаммад. Он имел большое влияние на султана Искандара, который, вероятно, именно по этой причине вошел в историю как борец с политеистическими традициями, за что и получил прозвище «бутшикан» («разрушитель идолов»).
В источниках сообщается, что сначала Хамадани принадлежал к ханафитскому мазхабу, но, увидев один сон, перешел в шафиитский. Также его отличали любовь к ахл-и бейт (членам семьи Посланника Аллаха), благодаря чему некоторые шиитские исследователи даже заявляют, что он был шиитом. Также говорят о влиянии на него Ибн Араби, заявляется, что это он принес его философию в Южную Азию. В целом, как суфийский наставник, он подчеркивал необходимость соблюдения норм шариата, говорил, ни в практике тариката, ни в мысли не должно быть противоречий законам или теологическим догмам ислама.
Три вида странствия согласно Ибн Араби.
Мир Саид Али Хамадани является автором более 100 трактатов, но объем их, как правило, небольшой – 4-5 страниц. Большая часть их не исследована и не издана.
Гробница Мир Саида Али в Таджикистане является известным местом паломничества, также святого чтят в его родном Хамадане. Но особенно глубоким почитанием он окружен на Индийском субконтиненте, в частности, в Кашмире. Шах-э Хамадан здесь является популярным личным именем, также такое название носят многие религиозные учреждения. Знаменитый пакистанский поэт Икбал посвятил «Саиду» множество стихотворений, и даже утверждал, что видел его во сне.
Суфийский мавзолей 14 века в Кашмире чуть не сгорел от удара молнии.
Исламосфера