Мукарнас: сотовые своды, которые касаются неба
Многовековые шедевры орнаментированного свода можно найти в исторических зданиях и культовых сооружениях по всему Ближнему Востоку и за его пределами, пишет Зиррар Али.
Дворец Альгамбра
Расположение: Гранада (Испания)
Дата завершения: середина 13 века (эпоха династии Насридов).
Описанная мавританскими поэтами как “жемчужина, оправленная в изумруды”, Альгамбра, расположенная на вершине холма, окруженного лесами, служила резиденцией различных мусульманских династий исламской Испании.
Дворец и крепость украшены геометрическими узорами в арабесковом орнаменте с прекрасными мукарнасами, включающими коранические стихи и имена султанов. Интересно, что в качестве украшения дворец в разных местах был украшен псевдоарабским языком – неразборчивой арабской письменностью, сделанной в подражание арабскому тексту.
Ворота в Старый Каир
Местонахождение: Каир (Египет)
Дата завершения: 12 век (эпоха Бахридов)
Старый Каир когда-то был обнесенным стеной городом со множеством входов и выходов, с небольшими воротами и дверями, разделяющими кварталы между районами. Каменные мукарнасы, венчающие дверные проемы, стали известны как “каирский стиль” и являются заметной дизайнерской особенностью в большинстве зданий постфатимидского периода, особенно мамлюкской эпохи.
В отличие от своих элегантных и утонченных персидских собратьев, каирские мукарнасы гораздо крупнее, обычно построены из камня и сосредоточены в ограниченном пространстве. Они легко соединяются со стенами вокруг, что позволяет создать более прочную структуру в этом подверженном землетрясениям регионе мира.
Мечеть ар-Рифаи
Местонахождение: Каир (Египет)
Дата завершения: 1912 год (османская эпоха)
Мечеть ар-Рифаи была построена в 1912 г. и находится рядом с исторической мечетью-медресе султана Хасана. Подобное сходство обеих мечетей по стилю и величию было попыткой правителей Египта того времени связать себя со славой мамлюкской династии.
Эти мукарнасы имеют сталактиты – висячие округлые орнаменты – особенность дизайна, присущего османской архитектуре, но также присутствующая в Египте как наследие 300-летнего османского правления.
Джомхури-йе Эслами, мавзолей Имама Резы
Местонахождение: Мешхед (Иран)
Дата завершения: 821 год (эпоха Тахиридов)
Джомхури-йе Эслами включает два отличительных элемента персидской архитектуры -мукарнас и расми-банди.
Айван (прямоугольный зал или пространство) храма украшен мукарнасом и расми-банди, элементом, похожим на спицеобразную крышу. Эти элементы демонстрируют высокое развитие искусства геометрии в традиционной персидской архитектуре.
Традиционные методы резки плитки почти не используются при строительстве современных мукарнасов в Иране. Большинство из них проектируются компьютером и вырезаются лазером. Тем не менее и современные иранские мукарнасы впечатляют своей красотой.
Мечеть Гохаршад
Местонахождение: Мешхед (Иран)
Дата завершения: 1418 год (эпоха Тимуридов)
Под влиянием самаркандской архитектуры многие части самой мечети были перестроены в период с 1950-х по 1970-е годы.
Мукарнасы, украшающие центральный михраб, невероятно сложны. Они не зеркальны и постепенно уменьшаются по мере приближения к потолку. Сделанные из гипса, они расписаны цветочными узорами в темно-синем, золотом и бирюзовом цветах. Учитывая восстановительные работы, проводившиеся в мечети, весьма маловероятно, что эти мукарнасы являются оригинальными, относящимися к эпохе Тимуридов.
Сегодня эта мечеть является частью более крупного комплекса святилища Имама Резы в Мешхеде и служит одним из центральных мест, где проводятся коллективные молитвы.
Дворец Хашт-Бехешт
Местонахождение: Исфахан (Иран)
Дата завершения: 1669 год (эпоха Сефевидов)
Этот частный павильон был построен в 17 веке Сулейманом I, восьмым шахом из династии Сефевидов. Сефевиды были покровителями искусства и внесли большой вклад в развитие богатого архитектурного стиля, который сегодня считается лучшим образцом персидского и исламского искусства.
Хотя обычно мукарнасы в Иране находятся у входа в здание, здесь они заполняют пустое пространство под куполом. Широкое плоское основание внешних мукарнасов украшено цветочными и арабесковыми узорами, отсылкой к повторяющейся в персидском искусстве теме неба.
Мечеть Гази Хусрев-бея
Местонахождение: Сараево (Босния и Герцеговина)
Дата завершения: 1530 год (османская эпоха)
Спроектирована в 16 веке персидским архитектором Аджемом Эсиром Али. Мечеть Гази Хусрев-бега является самой большой мечетью в Боснии и Герцеговине и считается самым важным архитектурным памятником периода османского владычества на Балканах.
Главный вход украшен мукарнасами, которые напоминают стиль, который стал известен как “синанский стиль”, по имени османского архитектора Мимара Синана (1490-1588).
Мечеть была повреждена во время осады Сараево в 1996 году, но восстановительные работы начались сразу же после окончания войны, что свидетельствует о важности культового сооружения.
Мечеть Бадшахи
Местонахождение: Лахор (Пакистан)
Дата завершения: 1671 год (эпоха Великих Моголов)
Мечеть Бадшахи, или “имперская мечеть”, представляет собой сооружение эпохи Великих Моголов в Лахоре, столице пакистанской провинции Пенджаб. Построенная императором Аурангзебом в 1671 году, она считается самой знаковой мечетью страны.
Лахор когда-то был «воротами» в Персию и начал воплощать особый стиль региона в своей собственной архитектуре. Мечеть Бадшахи построена из красного песчаника с белыми мраморными инкрустациями, а также имеет мукарнасы, которые почти идентичны тем, что встречаются в мечетях и традиционных домах Кашана.
Хотя ни одно из оригинальных художественных элементов, украшающих мечеть, не сохранилось, в ходе реставрационных работ в 2008 г. красный камень был привезен из индийского штата Раджастан, где он добывался еще при Моголах.
Мечеть Вазир Хана
Местонахождение: Лахор (Пакистан)
Дата завершения: 1641 год (эпоха Великих Моголов)
Мечеть Вазир Хана – это менее известная «двоюродная сестра» Тадж-Махала, но она имеет столь же впечатляющую архитектуру. Император Шах-Джахан был родом из Лахора, а умер в Агре, в которой построил Тадж-Махал, чтобы увековечить память о своей жене Мумтаз Махал. В свою очередь в родном городе он велел построить мечеть Вазир Хана.
Мукарнасы в большинстве айванов мечети, сделаны из кирпича и украшены квадратной решеткой и именами первых четырех суннитских халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.
Исламосфера