Мусалла – мечети для праздничных намазов в исламе

Первая мечеть в истории ислама в оазисе Куба имела вид мусаллы, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.


Мусалла по-арабски и намазгах по-персидски обозначает специально оборудованное место для совершения намаза. В исламском праве так называют обустроенный участок за пределами поселения, на котором совершают праздничные, заупокойные намазы и намазы с просьбой о дожде. Мусалла, предназначенная для праздничного намаза, в арабском языке называется джаббана, а в персидском айдгях. В турецком языке мусаллой также именуют мечети открытого типа, устроенные вдоль дорог для путников. Собственно, в ранний период истории ислама большинство мечетей имели такой вид. Например, первая в исламе мечеть Куба и мечеть Бани Салим в вади Рануна. Когда Посланник Аллаха (мир ему!) совершал длительные походы, то на месте привала приказывал организовать мусаллу, очистив подходящий участок земли и обозначив его границы камнями. Эта традиция продолжилась и после него.

Знаменитая мечеть двух кибл в Медине.

Намазгах в крепости Анадолухисар в Стамбуле / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Хотя Посланник Аллаха (мир ему!) сказал, что Мечеть Пророка является лучшей после Заповедной, ради совершения праздничных, заупокойных намазов и намазов с просьбой о дожде он отправлялся в мусаллу, которая располагалась примерно в 500 м от Мечети Пророка в долине (вади) Бутхан. В дни праздников Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам) Посланник Аллаха (мир ему!) совершал утренний намаз в своей мечети, а потом, произнося восхваления Аллаха (такбир) шел в мусаллу. В Курбан-байрам после намаза неподалеку от нее он совершал жертвоприношение. Из хадисов ясно, что мусалла были не только местами совершения намаза, но и площадью, где все – и мужчины, и женщины, и дети – вместе встречали праздник. В наши дни на месте этого древнего намазгаха Медины построена мечеть Гамама.

В более позднюю эпоху рядом с городами и новыми поселениями стали устраивать обширные мусаллы с каменными михрабами и минбарами на стороне, обращенной к кибле. Такой тип сооружений распространился на обширной территории Аравии, Сирии, Малой Азии, всей Северной Африки от Египта до Марокко. В Иране намазгахи имели вид стены с михрабом и айваном. Участок, который занимала мусалла, иногда приподнимали на некоторую высоту или обносили стеной. Так как эти сооружения представляют собой своего рода мечеть под открытым небом, как правило, рядом с ними сооружали фонтан или колодец для совершения омовения. Некоторые мусалла со временем превращались в постоянные мечети.

“Семь мечетей” – исторический комплекс в Медине, которого уже нет.

Намазгах в Умурбее (Бурса) / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В столице на праздничный намаз в мусаллу приходили и халифы с султанами, а в других населенных пунктах – их главы.

С точки зрения исламского права, термин «мечеть» имеет более узкий смысл, а термин «мусалла» – более широкий. Если всякая мусалла – это мечеть, то не каждая мечеть – это мусалла. Другая разница заключается в том, что в ханафитском мазхабе в мечеть нельзя заходить людям в состоянии большого осквернения и женщинам в критические дни, а в мусаллу – можно. Также если в мечетях не рекомендуется громко разговаривать, спать, заниматься куплей-продажей, то в мусаллах это не возбраняется. Вместе с этим, в мусаллах нельзя совершать итикаф (благочестивое уединение).

Колодец Рума в Медине сохранился со времен Пророка (с.а.в.).

Исламосфера

Комментарии