Муслин – ткань, сотканная из воздуха
История муслина – это история контрастов и противоположностей: мастерства и его уничтожения, великолепия и нищеты, потерь и воспоминаний, пишет Кадамуль Ислам.
Муслином сегодня называют практически любую легкую, прозрачную, в основном недорогую хлопчатобумажную ткань машинного производства. Слово потеряло всякую связь с тканью ручной работы, которая когда-то происходила исключительно из Бенгалии. Особенно славился муслин из Дакки. Когда с VIII в. в торговле в Индийском океане стали доминировать арабские купцы, эта ткань стала поставляться в Басру, Багдад, также паломники везли ее в Мекку. Ее привозили на Яву и в Китай, где, как писал Ибн Баттута, она высоко ценилась.
Мастера батика в Индонезии сохраняют традицию и учат туристов своим секретам.
Что делало муслин из Дакки таким полупрозрачным и мягким? В первую очередь, этому способствовал особый сорт хлопка, который рос только здесь. Все попытки (а их было много) вырастить его за пределами этой естественной среды обитания потерпели неудачу. Хлопок прялся в условиях сильной влажности, которая обеспечивалась с помощью чаш для воды, или работой на берегах рек. Обычно этим занимались утром и вечером и только молодые женщины, чьи пальцы были более гибкими. Выбирались только самые тонкие волокна, составляющие, как правило, около 8% общего урожая хлопка. Они и шли на изготовление муслина. Ткань ткали на примитивных ручных станках, которые оставались неизменными на протяжении 4000 лет.
Платья из даккского муслина носили императоры Великих Моголов. Такая одежда часто украшалась персидскими мотивами, называемыми бути, и вышивкой чиканкари. При императоре Акбаре в конце XVI в. мулмул хас («особая одежда» из муслина) начала изготавливаться исключительно для императора и его двора. Есть много историй об исключительных качествах мулмул хас. Рассказывают, что император Аурангзеб однажды упрекнул свою дочь принцессу Зебуннису за появление в прозрачном платье при дворе. К удивлению своего отца она ответила, что ее одежда на самом деле состоит из семи слоев муслина.
Мусульманская семья из Таиланда сохраняет древние традиции шелкоткачества.
В начале XVI в. в Индию пришли европейцы. Они были поражены качеством и объемом хлопчатобумажного текстиля. Вскоре местные ткани стали экспортировался в Европу. Муслин стал популярен при французском дворе, когда в конце XVIII века муслиновые платья императрицы Жозефины проложили путь стилю ампир. Само появление этого стиля связано с муслином, поскольку только он образовывал изящные складки, напоминающие древнегреческие одеяния.
Но дни муслина были сочтены. Британский колониальный аппарат был огромной машиной, стремящейся получить максимум выгоды. С одной стороны, и Ост-Индская компания, и британские власти выжимали из фермеров и ткачей все возможное, с другой – было налажено производство дешевого фабричного «муслина». С помощью тарифов, пошлин и налогов британский хлопковый текстиль заполонил не только европейские рынки, но и индийские, поставив на колени хлопчатобумажную промышленность Бенгалии и муслин. По ранее плодородным землям прокатилась волна голода, прядильщики и ткачи оставляли свое ремесло и покидали деревни. И муслин исчез.
Зардози – драгоценная вышивка императоров.
В конце 1990-х годов бенгальская некоммерческая организация Drik Picture Library стала воплощать в жизнь проект по возрождению знаменитого муслина Дакки. Сайфулла Ислам и его команда исследовали виды хлопка и тканей из него, искали исчезающие сообщества ткачей и прядильщиков, брали интервью у историков и модельеров на трех континентах. Им удалось воссоздать ткань, близкую к образцам прошлого – муслин нового века. Сайфулла Ислам говорит, что ему приятно «видеть общий рост осведомленности общественности о том, в какой степени муслин является частью наследия и истории страны… теперь дело за Бангладеш, его правительством и народом».
Таким образом, возможно, муслин ждет следующая глава его истории.
Исламосфера