Мусульманские мемы как феномен
Феномен исламских мемов показывает, что современные мусульмане, с одной стороны, глубоко интегрированы в западную культуру, с другой – стремятся сохранить свои ценности, пишет Рахат Ахмед.
Мусульманские мемы как явление мне кажутся совершенно уникальными. С одной стороны, они разделяют многие образы, знакомые западной аудитории, с другой – служат совершенно другому набору ценностей. Результат может показаться немного странным, особенно если вы не являетесь частью мусульманской общины.
Изучая мусульманские мемы, я обнаружил множество подходов и широкий спектр используемых инструментов. Многие из образов могут быть истолкованы как игра на грани рамок шариата и поп-культуры. Другие идут гораздо дальше, демонстрируя попытки привести исламские убеждения и верования в западную систему координат.
Сама природа мемов как визуальной формы представляет проблему для некоторых мусульман, убежденных, что ислам запрещает изображать живых существ. Но они находят выход, создавая мемы, где присутствуют только неодушевленные объекты. Другие придерживаются не таких строгих позиций, используя самых разных персонажей западной культуры для продвижения религиозных принципов. В одних случаях это диснеевские герои, но мужчины при этом обзаводятся бородами, а принцессы – хиджабами, в других – западные знаменитости, такие как Леонардо Ди Каприо, Киану Ривз и даже Елизавета II. Досталось даже миньонам из анимационной медиафраншизы «Гадкий Я».
Антипалестинская пропаганда, которую люди потребляют, даже не подозревая.
Такие мемы могли быть созданы только мусульманами, которые глубоко погружены в западную культуру, но твердо придерживаются своей веры. Они грамотны как с религиозной точки зрения, так и с точки зрения изображения самих персонажей.
Эти мемы меняют мир под себя, и показывают, что соприкасающиеся с западной культурой мусульмане обладают достаточным творческим потенциалом, чтобы с помощью простой настройки в Photoshop отредактировать любовные отношения Аладдина и Жасмин, превратив их в халяльные.
Аудитория этих мемов – это группа людей, которые стремятся быть хорошими мусульманами, но также ценят поп-культуру. Это могут быть вестернизированные круги мусульманских обществ или живущие на Западе иммигранты и их потомки. Всем другим они могут показаться странными. Консервативный мусульманин может найти оскорбление в ассоциировании ислама с некоторыми западными персонажами. Не слишком религиозным людям или не исповедующим ислам все это может показаться просто извращенным присвоением поп-культуры.
Настоящий Джафар был покровителем науки, а не диснеевским злодеем.
Мемы демонстрируют нам то, что называется «транскультурной идентичностью», когда мусульмане, живущие в тесном соприкосновении с западной культурой, развивают в себе способность функционировать в обеих культурах. Мемы несут в себе послание для остальных: «Я достаточно крут, чтобы тусоваться с тобой, но дай мне время, я сначала совершу аср (вечерний намаз)».
Мусульмане имеют не самый хороший имидж в СМИ. Мемы, между тем, раскрывают юмористическую сторону молодых мусульман, которую многие немусульмане, возможно, никогда не видели раньше. Они показывают, что культурные барьеры гибче, чем мы считаем и Интернет может объединять мусульман. Кроме того, в эпоху информационных технологий для миллениалов, владеющих технологиями, исламские мемы могут быть альтернативным средством для осуществления призыва. А вызываемое ими ощущение некоторого диссонанса – это не более чем осознание того, что мусульмане так же похожи на немусульман, как и отличаются от них.
Комикс “99” – призыв к исламским ценностям или богохульство?
Исламосфера