Мусульманский город Лиссабон

Центральная мечеть Лиссабона с ее высоким минаретом и бирюзовыми куполами больше подходила бы для Центральной Азии, чем для португальской столицы, где она представляет собой разительный контраст с побеленными барочными церквями.


Однако, хотя исламский храм изначально кажется неуместным в этой глубоко христианской стране, современный облик может быть обманчив. В Средние века во времена аль-Андалуса Лиссабон на протяжении почти четырех с половиной столетий был мусульманским городом аль-Ушбуна. Это был важный центр своего времени с населением от 5000 до 20 000 человек.

Центральная мечеть Лиссабона на площади Испании была построена в 1980-х годах / Источник: spiritofthecamino.com

Чтобы укрепить город, мавры усовершенствовали старые римские стены, создав новые укрепления, известные сегодня как cerca moura, длиной около 1250 метров. До наших дней сохранилось несколько их фрагментов. Само поселение занимало всего один из холмов Лиссабона, где находился родник. Поэтому это место стали именовать Аль-Хамма «горячий источник». От этого слова произошло название расположенного здесь сейчас старейшего и самого известного исторического района Лиссабона – Алфамы, живо напоминающего о прошлом. Извилистые улочки, нестандартная архитектура и соседи, переговаривающиеся друг с другом из открытых окон на узких улочках, создают впечатление, что за прошедшие столетия здесь мало что изменилось.

Чтобы укрепить город, мавры усовершенствовали старые римские стены, создав новые укрепления, известные сегодня как cerca moura, длиной около 1250 метров. До наших дней сохранилось несколько их фрагментов / Источник: spiritofthecamino.com

Хотя сегодня от мусульманских стен остались только следы, планировка Алфамы по-прежнему диктуется ими. Там, где когда-то стояли ворота и башни, теперь расположены арки. От арок нижнего города Алфама поднимается на холм, который когда-то был центром древней аль-Ушбуны. На вершине этого холма, имеющего высоту 110 метров, находится замок Святого Георгия, возведенный в VI веке. Мусульмане, перестроив его, использовали цитадель в качестве резиденции местного правителя. Захват крепости в 1147 году христианами ознаменовал падение аль-Ушбуны.

Типичный вид в Алфаме, напоминающий мусульманский мир. «Топографическая планировка средневекового Лиссабона была прежде всего исламской», — писал португальский историк Антониу Оливейра Маркиш / Источник: spiritofthecamino.com

Король Афонсу Энрикеш быстро христианизировал город, построив на месте главной мечети города Лиссабонский собор, который стоит и по сей день. Вместе с этим он разрешил мусульманам селиться за стенами к северу от Алфамы. Это мавританское поселение так и именовали – моурария («мавританское»). Район Лиссабона, расположенный сейчас на этом месте, называется так и сейчас. Как и Алфама, Моурария сохранила свою средневековую планировку и очарование древних развалин. Потомки мавров здесь больше не проживают, но в настоящее время главная улица района, Руа-ду-Бенформозу, заполнена бангладешскими ресторанами, парикмахерскими, службами банковских переводов и другими предприятиями, а также на ней планируется построить новую мечеть. Таким образом, спустя полтысячелетия после изгнания мусульман из Португалии, Моурария, если можно так выразиться, снова стала моурарией.

Замок Святого Георгия являлся цитаделью аль-Ушбуны. Он был почти полностью перестроен в 1940-х годах / Источник: spiritofthecamino.com

Сегодня несколько участков разрушающейся городской стены и восстановленный замок Святого Георгия являются практически единственными осязаемыми остатками мусульманского правления в Лиссабоне. Однако наследие мавров в Португалии сохраняется и иными способами. Генеалогические исследования показывают, что 14% португальцев имеют североафриканское происхождение, а в португальском языке сохранились сотни слов, заимствованных из арабского. Помимо того, что жителей столицы называют «лисботас», у них есть прозвище «альфасиньяс» (маленькие салаты), предположительно из-за обильного количества салата, выращиваемого за стенами аль-Ушбуны тысячу лет назад. А жители Порту и вовсе именуют их маврами.

Архитектурный беспорядок Моурарии, вид с подножия замка Святого Георгия в Алфаме / Источник: spiritofthecamino.com

Мавританский замок в Синтре / Источник: spiritofthecamino.com

Исламосфера


Источник:

Nick Leonard ‘The Muslim City of Lisbon’

Комментарии