Музыкотерапия в исламской медицине
О лечении музыкой как медицинском методе писали еще такие ученые, как Аль-Кинди, Фараби и Ибн Сина, пишет Зейнеб Демирель для сайта dunyabizim.com.
В традиционной музыкальной культуре мусульманских народов существует понятие макам (в азербайджанской музыке – мугам, иранской – дестгях, уйгурской – мукам и т.д.). Одно из его значений – ладовый звукоряд. У каждого макама имеется свое название.
В исламской медицине было разработано учение о применении разных макамов в лечении различных заболеваний и психологических проблем. При мышечных болях и болезнях легких рекомендовалось слушать музыку макама сегях. Для обретения душевного равновесия, вселения чувства уверенности, милосердия и усиления памяти обращались к макаму исфахан. При душевных терзаниях, связанных с любовью, и разбитом сердце – к макаму ушшак. Для того, чтобы настроиться на героический лад, обрести храбрость, уверенность в себе помогал макам хусайни. Для получения творческого вдохновения, оживления дружеских чувств – макам аджемаширан.
Женщины-музыканты Османской империи.
Известный османский путешественник Эвлия Челеби при посещении им в 1652 году Эдирне обратил внимание на использование в больнице этого города музыкотерапии: «Покойный хазрат Баязид Вали в своем вакфе для исцеления людей от болезней, излечения от печалей, напоения душ умалишенных и отдаления от страстей взял на работу десять музыкантов – ханенде и сазенде. Три из них были ханенде (т.е. исполняли песни), один найзен (т.е. играл на тростниковой флейте), один играл на сантуре и еще один – на уде. Они приходили три раза в неделю и исполняли музыку для больных и умалишенных. По милости Всевышнего, многие из больных обретали исцеление».
Многие мусульманские медики отмечали положительное влияние музыки на состояние больных. Например, целую теорию разработал арабский философ, математик, теоретик музыки и астроном Якуб аль-Кинди (801-873). Согласно ему, используя музыкотерапию, следует учитывать и множество других факторов – время года, день, месяц, положение звезд, природные явления. Струны саза связаны с основными элементами Вселенной, а семь основных нот связаны с семью планетами (в Средние века в число планет включали Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Сатурн, Юпитер). Согласно некоторым источникам, Аль-Кинди был первым исламским ученым, использовавшим ноты.
10 форм музыки текке с примерами.
Исследованием музыкотерапии занимались также философ, математик и теоретик музыки Фараби (872-950) и Ибн Сина (980-1037). Фараби, помимо прочего, считается изобретателем музыкального инструмента “канун”. По мнению этого ученого, влияние каждого музыкального макама зависит от времени суток. Все это он описал в своей книге «Китаб аль-мусики аль-кабир». В частности, согласно ему, макам раст дарует людям исцеление, макам бузург вселяет страх, макам исфахан дарует живость и чувство безопасности, нева – радость, ушшак – веселье, зиргуле – сонливость, хиджаз – скромность.
Как пишет Ибн Сина, музыка сама по себе – это врата науки и искусства. Он лично использовал музыкотерапию на практике, описав свои выводы в книге «Джавами аль-ильм аль-мусики».
Лекарственные травы в традиционной исламской медицине.
Османский медик Шуури Хасан (ум. 1693) даже считал, что каждый врач обязан изучать музыку: «Врач, не знающий музыку, не преуспеет в диагностике и лечении болезней».
Античная медицина до сих пор жива благодаря мусульманам.
В наше время быстрых темпов, скорости и спешки, особенно в городах, музыка прошлого кажется слишком медленной. Современные люди отдают предпочтение динамичным, энергичным мотивам. Мы забыли, каково это – создавать музыку с верой в ее силу облагородить человека, укрепить чувство дружбы, братства, вселить искру божью в человеческие души. Поэтому нам трудно искать скрытую красоту в традиционной музыке. Прошу вас, по завершении прочтения этой статьи, уделить время и послушать игру на сазе в исполнении Недждета Яшара:
Исламосфера